Двое казахстанских летчиков, не попавших в разбившийся в прошлом году в Иране самолет, накануне Нового года обрели, наконец, надежду получить зарплату, которой не могут добиться полтора года от казахстанской авиакомпании “Инвест Авиа”, где они работали. Недавно пилоты Толеген МАХМЕТ и Евгений ИГНАТЧИК выиграли судебный процесс у бывшего работодателя. И теперь им должны наконец выплатить задолженность.
В 2009 году Иран активно занялся поиском подержанной авиационной техники на мировом рынке: США и Евросоюз ввели экономические санкции против Исламской Республики и запретили корпорациям “Боинг” и “Эйрбас” продавать туда свои лайнеры. Тогда эта страна начала арендовать и скупать старую авиатехнику (в том числе и советскую) по всему миру. Предложение, от которого невозможно было отказаться, получили от Ирана и казахстанские авиакомпании, в том числе Deta Air, “Инвест Авиа” и “Саят”. Летом 2009 года авиакомпания Aria Air Iran взяла в так называемый мокрый лизинг (вместе с техобслуживанием самолетов и экипажами) несколько стареньких самолетов. В Казахстане эти лайнеры были почти не у дел из-за их слишком большой прожорливости, а иранцам до этого не было дела — в этой богатой нефтью стране авиакеросин для внутреннего потребления стоит копейки.
В числе отправленных в Иран оказались бортинженер-инструктор Толеген Махмет и второй пилот Евгений Игнатчик. 8 июня 2009 года “Инвест Авиа” заключает с ними трудовой договор. При приеме на работу пилотам был установлен оклад — 4400 долларов в месяц — независимо от налета.
8 июля 2009 года летчики вылетают в ОАЭ, чтобы перегнать в страну назначения находящийся в Эмиратах казахстанский Ил-62. 15 июля пилоты с лайнером были уже в Иране.
— Нам говорили: полеты начнутся со дня на день, — рассказывает Толеген Махмет. — Но в экипаже не хватало штурмана. Поскольку команда была укомплектована не полностью, разрешение на полеты нам не давали. И мы ждали. А нас все кормили завтраками: вот-вот пришлют штурмана.
Ждали летчики долго. Пока 24 июля 2009 года в аэропорту иранского города Мешхед не потерпел катастрофу Ил-62 казахстанской авиакомпании Deta Air, также арендованный местным перевозчиком Aria Air Iran. В результате 16 человек, находившихся в носовой части самолета, погибли, в том числе опытнейшие пилоты — граждане Казахстана.
— Разбившиеся пилоты — Коля ОДИНЦЕВ, Абат ШАДЬЯРОВ и другие — успели проработать в Иране недолго — с 22 по 24 число, — рассказывает Толеген Махмет. — Но налетали они очень много — в день делали по 4 рейса! Это превышение всех норм! Aria Air Iran в погоне за деньгами выжимала из них все соки. И это привело к трагическим последствиям…
Помню, за день до катастрофы, 23 июля, в полночь Абат зашел ко мне попить воды. Он был страшно уставший, напряженный. А в 5 утра ему надо было снова лететь. Они тогда еще над нами подтрунивали: мол, вы так же будете пахать. Кстати, он был прав: если бы у нас был штурман, не исключено, что Aria Air Iran могла отправить нас именно в тот роковой рейс…
Но Махмету и Игнатчику не суждено было полетать в Иране. После катастрофы власти этой страны запретили полеты Ил-62.
— С 6 августа нам перестали платить суточные, мотивируя тем, что Aria Iran Air прекратила полеты и притока денежных средств нет, — говорит Толеген Махмет. — А жили мы, кстати, в простеньком общежитии. Вначале нам приносили еду, но она была очень плохой, самой дешевой, гнилой — и мы от нее отказались.
Только 2 сентября 2009 года Махмет и Игнатчик вернулись обратно в Казахстан. Придя в офис “Инвест Авиа”, они испытали шок: оказывается, авиакомпания их уволила, причем сделала это 24 июля — в день катастрофы самолета Deta Air! Им прямо сказали: никаких денег за почти три отработанных месяца им не заплатят.
— Мы обратились в департамент труда и соцзащиты, — говорит Махмет. — Там нам сообщили, что факт невыплаты зарплаты подтвердился и компанию оштрафовали на 30 МРП, но нам так и не выплатили зар- плату. Тогда мы подали иск в суд.
10 сентября 2010 года суд Турксибского района Алматы принял решение: взыскать с “Инвест Авиа” в пользу Толегена Махмета и Евгения Игнатчика по 1 млн. 892 тыс. тенге заработной платы, по 98 тыс. 736 тенге пени за задержку зарплаты, по 217 тыс. 560 тенге суточных расходов и по 1 млн. 908 тыс. тенге компенсации в связи с потерей работы. В общей сложности — более 8 млн. тенге на двоих. Также суд обязал авиакомпанию признать незаконными уведомления о расторжении трудовых договоров от 24 июля 2009 года.
“Инвест Авиа” обжаловала решение суда.
— На днях апелляционная инстанция городского суда Алматы постановила: авикомпания должна нам заплатить все, кроме компенсации в связи с потерей работы, — говорит Толеген Махмет. — Мы с этим решением не согласны и будем его обжаловать. Считаю, мы должны получить и компенсацию. Ведь наши летчики и так работают за рубежом, как рабы, а их еще и работодатели с зарплатой обижают.
Мы позвонили гендиректору “Инвест Авиа” Берику ТАЗЫБАЕВУ.
— Берик, почему вы не платите зарплату своим летчикам, командированным в Иран?
— Причина в том, что иранская авиакомпания не отдает нам самолет. Кроме того, они не заплатили нам деньги за лизинг.
— А почему иранцы не отдают лайнер?
— Когда они брали самолет в лизинг, то установили туда дополнительное оборудование — кислородные маски. Теперь они требуют с нас деньги за это оборудование. А у нас нет денег.
— Кто будет платить за стоянку самолета?
— На нас это повесили — около 800 тыс. долларов!
— Но у вас есть учредители, есть уставной капитал, который они вносили.
— У учредителей трудности…
— Скажите, вы пробовали обратиться в Комитет гражданской авиации (КГА), чтобы он выступил посредником в решении проблем с иранской стороной?
— Да мы уже сколько раз просили! Но там ничего не могут сделать…
Дозвониться до руководства КГА Минтранскома нам вчера так и не удалось. Видимо, авиационное начальство уже празднует Новый год…
Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Источник: Time.kz