Не так давно, Главой государства Нурсултаном Назарбаевым был подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования», направленный на ринституциональных реформ в части поэтапного внедрения 12-летнего образования, дуального обучения, а также обновления стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности.
Еще в мае этого года в рамках реализации Плана Нации «100 конкретных шагов» был провозглашен переход на 12-летнее школьное образование. Как известно воспитание грамотного, здорового и успешного населения главная задача любого успешного государства. Развитие интеллектуальной составляющей казахстанского общества является важным шагом и в нашей действительности. Тем более, что необходимость обновления стандартов школьного обучения назревала давно и сегодня целью реформирования является, не столько техническое изменение «заезженных» стандартов, сколько внедрение новых принципов для развития функциональной грамотности.
В условиях изменяющейся социально-экономической конъюнктуры, Казахстану просто необходимо «подогнать» образовательную систему к соответствию современным мировым тенденциям. К слову практика 12-летнего образования не является чем-то новым. По этой системе занимаются школьники из более чем 130 стран мира – США, Великобритания, Франция и другие, а недавно этот список пополнили и постсоветские страны – Беларусь, Армения, Таджикистан. В месте с тем казахстанских родителей пугают грядущие перемены и особой поддержки от них не видно. Конечно, любые преобразования сфер жизнедеятельности общества, в том числе образовательной системы имеет свои плюсы и минусы.
Из негативных сторон можно выделить тот факт, что, при отказе от советской системы образования в пользу западных образцов, на поверхность всплыли вопросы так называемого несоответствия менталитету. До сих пор бытует мнение, что наш уклад жизни не может быть подогнан под «заграничные» стандарты. Люди, которые заканчивали школы, занимались по советской системе получали разносторонние знания достаточно широкого спектра. Но считалось, что всесторонне развитые, грамотные выпускники не были приспособлены к реалиям «взрослой» жизни. Таким образом, понятие менталитета в данном случае не совсем уместно. Сегодня упор должен ставиться на быструю адаптацию к окружающей действительности. К слову бакалавры программы «Болашак», прошедшие обучение за рубежом, составляют реальную конкуренцию, а по ряду позиций, и вовсе, превосходят выпускников из «прошлого».
Важно понимать, что образовательная система должна и будет совершенствоваться, отбирая и интегрируя только самое лучшее и подходящее для населения Казахстана. По замыслу авторов в новой образовательной программе заложены принципы, согласно которым ученик будет выстраивать отношения и общаться в коллективе, вырабатывая этим необходимые коммуникативные навыки, которые пригодятся ему во «взрослой» жизни. Тем самым выпускники смогут в будущем продолжать образование и получить достойную работу. Для обеспечения конкурентоспособности казахстанских выпускников будет введен такой подход, при котором дети сами будут стремиться добывать знания и применять их в дальнейшем. Важной стороной является полиязычное образование. Уже с малых лет детей будут обучать на трех языках – казахском, русском, английском.
С другой стороны, реформирование сферы образования даст дополнительный стимул для педагогам работать над повышением собственного уровня квалификации. В конечном счете проводимые преобразования образовательной системы позволят выпускникам казахстанских школ занять новую ступень конкурентоспособности в мировом сообществе, приносить пользу себе и своей стране.
Борис МИХАЙЛОВ