Ожидается, что Корпорация будет создана на базе центров обслуживания населения (ЦОНов) и станет единым провайдером государственных услуг. На днях Главой государства был подписан соответсвующий документ – Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг», направленный на реализацию Плана Нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, на создание Государственной корпорации «Правительство для граждан» и улучшение качества предоставляемых государственных услуг
В рамках реализации данной реформы предполагается создать государственную корпорацию, которая соединит все ЦОНы в единую систему. В связи с этим казахстанские граждане смогут получать все государственные услуги в одном месте. Качество же предоставляемых госуслуг приведется в соответствие международным стандартам менеджмента качества.
Основная цель, которую преследовали законотворцы – законодательно закрепить оказание госуслуг физическим и юридическим лицам по принципу «одного окна» в рамках корпорации «Правительство для граждан». А основным девизом происходящих преобразований станет повышение качества государственных услуг. Главным образом это будет происходить через развитие двух ключевых инструментов-центров – обслуживания населения (ЦОН) и электронного правительства. В дальнейшем произойдет создание госкорпорации «Правительство для граждан», которая будет образована в результате объединения ключевых РГП оказывающих услуги в сфере социальной защиты, земельных отношений, оформление недвижимости. Такая реорганизация позволит не только принимать заявки от населения, но и выполнять работы по их обработке.
Важно, что в ходе разработки этого документа учитывался международный опыт, в частности Канады, где весьма успешно работает единая правовая система Canada Service. Эта система предусматривает принцип полного цикла оказания государственных услуг, а именно прием, обработка и выдача документов.
В свою очередь для проведения наиболее качественной реорганизации будет организован аудит, для оценки работ по оказанию гоуслуг юридическим и физическим лицам. Ранее Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что «Государство должно оказывать услуги высокого качества. С этой целью предлагаю подумать о создании государственной корпорации «Правительство для граждан», которая станет идеальным провайдером государственных услуг». К тому же оценка качества предоставления госуслуг будет проводиться по международному стандарту ISO 9000, который предусматривает рассмотрение отношений между компаниями в форме «потребитель/поставщик». К слову международный стандарт качества ISO 9000 затрагивает различные аспекты управления. Однако важное в этом, что эти стандарты содержат детальные указания для компаний и организаций, о том, как поступить для того, чтобы их продукция или услуги отвечали требованиям заказчика, а качество постоянно повышалось.
Отдельного внимания заслуживает система начисления заработной платы сотрудникам, оказывающим госуслуги населению. Так для оплаты труда будет использован принцип конкурентной зарплаты, связанной напрямую с результатами. Оплату труда планируется складывать из двух частей – оклад и бонус, который и есть показатель качества проведенной работы.
Такой принцип способен стимулировать сотрудников к постоянному росту над собой, а также повышать профессионализм персонала, оказывающего государственные услуги населению. Вместе с тем, в ходе реорганизации сократится численность сотрудников. То есть произойдет то, что называется количественно- качаственный переход. В результате создания государственной корпорации через центры обслуживания населения будет оказываться свыше 500 государственных услуг объединяемых предприятий, включая около 200 услуг, оказываемую сегодня в центрах обслуживания населения.
Борис МИХАЙЛОВ