В середине ноября 2015 года Глава государства подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики», направленный на реализацию Плана Нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ и на внедрение новой тарифной политики в электроэнергетике, стимулирующей инвестиции в отрасль и улучшение государственного регулирования в области электроэнергетики.
Говоря о преобразованиях этой области нужно выделить то, что направлены они, в первую очередь, на изменение структуры тарифа. В нем будут выделяться два компонента – фиксированная часть для капитальных расходов и плата за электроэнергию для покрытия переменных издержек производства электроэнергии. Это изменит сложившуюся ситуацию, когда тарифы утверждаются по «затратному» методу.
Энергоресурсы страны имеют огромный потенциал, однако на сегодняшний день он не раскрыт и не развит на должном уровне. Поэтому возникает необходимость внедрения новой тарифной политики в электроэнергетике, стимулирующей инвестиции в отрасль. Необходимость введения единого для всех регионов тарифа на электроэнергию обусловлена тем, что в этом году заканчивается программа предельных тарифов, действовавшая в Казахстане в последние 5 лет. Причем разработанные тарифы будут значительно ниже, ныне действующих.
Кроме этого в ходе реализации новой тарифной политики в электроэнергетике, предусматривается внедрение постоянного тарифа на электрическую мощность, который привлечет дополнительные инвестиции в отрасль. К слову в последние пять лет Казахстан работает с немецкой компанией «Dena», которая в дальнейшем поможет в привлечении заинтересованных компаний в страну.
Как отмечал ранее Глава Государства, действующая в настоящих реалиях казахстанская энергетическая отрасль «отличается сегодня очень высоким износом оборудования, инфраструктуры, что усугубляется непрозрачной системой тарифообразования». Притом согласно калькуляции профильного министерства, объемы потребления электроэнергии в Казахстане увеличится и к 2030 году достигнет порядка 130 млрд. кВт-часов в год. Это в свою очередь подпортит без того не лучшую ситуацию с уровнем износа действующих электростанций, которая составляет около 60 процентов. К слову средний возраст оборудования тепловых электрических станций составляет 28,8 года, гидроэлектростанций — 35,7.
В свою очередь возникшую проблему планируется решить через централизацию закупки электроэнергии. В такой модели государственного тарифообразования тарифы могут, и должны быть прозрачными, поскольку для обеспечения эффективности данной программы будут совершенствоваться механизмы электроэнергетического контроля и надзора. Кроме того, нововведения позволят улучшить инвестклимат в стране, а также обеспечить эффективность отношений между субъектами рынка электроэнергии.
До сегодняшнего дня в Казахстан работал предельный тариф на электроэнергию, а благодаря реализации Плана Нации «100 конкретных шагов» тариф будет поделен на две части – инвестиционную составляющую и себестоимость. Причем первый компонент будет – абонентская плата. Важно, что внедрение такой системы оплаты коснется лишь оптовиков, а простые граждане могут спать спокойно, поскольку граждане получают электроэнергию от энергоснабжающей организации, а это уже другой, розничный рынок. Поэтому введение принципа создания общего рынка говорит о том, что необходимо, прежде всего, обеспечить своих потребителей. В итоге энергопроизводящие компании будут предоставлять электроэнергию на рынок по адекватным ценам.
Борис МИХАЙЛОВ