АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Здравоохранение Казахстана развивается семимильными шагами.

здравоохранениеЗдравоохранение Казахстана развивается семимильными шагами. Существенный вклад в его развитие вносит такая структура как Медицинский центр Управления Делами Президента, которая занимает лидирующие позиции по внедрению инновационных методов в лечении пациентов и располагает огромным технологическим потенциалом. О промежуточных итогах и перспективах деятельности Медцентра мы поговорили с его главой Валерием Бенбериным.

– Валерий Васильевич, добрый день! Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, что же такое Медицинский центр Управления Делами Президента? Можно ли попасть в него, не будучи государственным служащим?
– Здравствуйте. Сегодня Медицинский центр Управления Президента – это огромная разветвленная организация, которая представляет собой самые современные высокотехнологичные многопрофильные медицинские комплексы, необходимые для оказания услуг на самом высоком уровне.
В советские годы наши учреждения были призваны оказывать медицинские услуги партийной номенклатуре, но с обретением Казахстаном Независимости все в корне изменилось. Ранее предназначенные только для узкого круга лиц объекты – больницы и поликлиники, спортивно-оздоровительные учреждения, санатории и дома отдыха, сегодня открыты для всех желающих. Это – один из главных принципов в деятельности не только Медцентра, но и всего Управления Делами Президента Республики Казахстан.
Теперь пройти диагностику или лечение в наших медицинских организациях может любой гражданин нашей страны, воспользовавшись программой гарантированного объема бесплатной медицинской помощи Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (ГОБМП). Для этого пациенту необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства, где после обследования, медицинское досье пациента посредством портала госпитализации попадает в приемное отделение одной из клиник Медицинского центра.
– Раз уж Вы коснулись структуры Медцентра, насколько она большая и сколько подведомственных организаций включает?
– Сейчас Медцентр Управления Делами включает 10 подведомственных организаций, среди которых Больница Медицинского центра в г. Астане, Центральная клиническая больница в г. Алматы, Центр санитарно-эпидемиологической экспертизы, санатории – «Ок Жетпес», «Алматы», «Балхаш», «Казахстан» в Российской Федерации, «Казахстан» в Кыргызской Республике и Центр медицинских технологий и информационных систем.
Количество прикрепленного контингента уже перевалило за 20 тысяч человек. Это удивительно, ведь начиналось все с маленькой амбулатории в тогда еще Алма-Ате, которая размещалась в 5 комнатах, в штате было всего 10 человек и на вызовы врачи выезжали на лошадях.
– Какие задачи стоят перед таким конгломератом?
Нашей основной задачей является организация медицинского, санаторно-курортного и лекарственного обеспечения, укрепление и сохранение здоровья, обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности прикрепленного к Медицинскому центру контингента.
Также деятельность Медицинского центра включает в себя научные разработки и экспериментальные проекты, как собственные, так и совместные с зарубежными клиниками.
В больницах Медицинского центра только за прошедший год внедрены 154 медицинские инновационные технологии, в том числе хирургические, диагностические, терапевтические. При этом по пяти уникальным технологиям в области кардиологии, гастроэнтерологии и травматологии получены инновационные патенты. Получен национальный сертификат аккредитации качества медицинских услуг.
На базе центра создается большая интегрированная сеть, которая на комплексной основе создаст все условия для наращивания санаторно-курортного лечения, где каждый желающий сможет самостоятельно выбрать лечебную программу на основе индивидуальных врачебных рекомендаций. Такой сети нет аналогов в мире. Управделами здесь является первопроходцем.
Хочу подчеркнуть, что мы занимаемся разработкой собственных программ лечения и реабилитации, которые помогают комплексному оздоровлению. При этом упредительными мерами с помощью скрининговых исследований, действуя по схеме – профилактика – диагностика – лечение – реабилитация, проводится мониторинг здоровья пациентов и назначается эффективное лечение за счет устранения первопричин заболевания. Таким образом, устраняется источник, а не следствие болезни.
Неслучайно продолжительность жизни прикрепленного к Медицинскому центру контингента значительно превышает среднереспубликанский показатель – более 80 лет. Во многом подобная статистика является результатом ранней диагностики заболеваний, что, в свою очередь основывается на регулярных скрининговых программах обследования и своевременная санаторно-курортная реабилитация.
– Расскажите о системе санаторно-курортного лечения. Чем она отличается от подобных сетей в других странах?
– Медицинский центр имеет самую большую и разветвленную в Центральной Азии санаторную сеть. Лечебно-оздоровительные комплексы Медицинского центра многопрофильные и круглогодичные. Вместе с этим, в зависимости от географического расположения и индивидуальных природно-климатических факторов имеют определенную клиническую направленность.
Так, санаторий «Ок-Жетпес», расположенный в Щучинско-Боровской курортной зоне профилируется на заболеваниях органов дыхания. А основным направлением санатория «Алматы» в предгорьях Заилийского Алатау – заболевания органов кровообращения. Новейший санаторий «Балхаш», который открылся весной 2015 года на западном берегу одноименного озера, специализируется на заболеваниях опорно-двигательной системы и костно-мышечного аппарата. Две здравницы, названные в честь нашей страны – «Казахстан», находятся за пределами границы республики. Это город Ессентуки на Северном Кавказе, а также побережье озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Первый санаторий известен во всем мире своей целебной минеральной водой, профилируется на заболеваниях органов пищеварения. У последнего профиль общеоздоровительный.
Значение и успешность реабилитационных мероприятий, оказываемых в ведомственных здравницах, трудно переоценить. Наряду с климато-бальнеологическими факторами сочетается широкий спектр физиотерапевтических, водных, грязевых процедур в сочетании с лечебной физкультурой и диетическим питанием в условиях соответствующего режима дня.
Знаменательным событием в текущем году для Медицинского центра стала награда Государственной Думы Российской Федерации и Национальной Курортной Ассоциации Российской Федерации за вклад в развитие санаторно-курортного направления между Россией и Казахстаном с вручением основного приза – Золотого Кубка «Здравница-2015».
Также нашим достижением является то, что в этом году санаторию «Казахстан» в Ессентуках присуждена категория 4 звезды в соответствии с Системой классификации гостиниц и иных средств размещения, принятой в Российской Федерации.
– В 2015 году помимо санатория «Балхаш» Управделами открыло новый многопрофильный комплекс в Астане. Расскажите о нем подробнее, чем он отличается от уже созданных в столице медицинских комплексов?
– Действительно, важным моментом в деятельности нашего центра стало открытие нового здания Больницы Медицинского центра, который был построен по поручению Главы государства Нурсултана Назарбаева.
Главная задача, которую поставил Лидер нации перед сотрудниками Управления делами, медиками, строителями – создать такое медицинское учреждение, которое стало бы флагманом в Центрально-Азиатском регионе в области медицины.
18 марта 2015 года состоялось торжественное открытие нового здания больницы с участием Президента Республики Казахстан
Н.А. Назарбаева. Перерезая ленточку, Глава государства отметил, что поставленная им задача была выполнена в полной мере. Клиника была создана в соответствии с лучшими международными стандартами, с учетом последних инновационных достижений в области медицинских технологий, диагностики, лечения и реабилитации по-новому для Казахстана проекту – здесь предусмотрены все этапы оказания медицинской помощи.
Клинико-реабилитационный комплекс общей площадью 84 тыс. кв. метров включает в себя 13 зданий, 4 поликлиники на 1000 посещений в смену, 35 структурных подразделений, а также стационар на 200 мест.
Больничный комплекс оснащен оборудованием от ведущих лидеров в области производства медицинской техники и соответствует последним инновационными разработками в области эффективных ресурсосберегающих технологий. Все здесь функционирует по принципу «умного здания» за счет комплексной системы автоматизации. Мониторинг и управление основными системами жизнеобеспечения здания, всей его инфраструктурой осуществляются автоматически.
Больница оказывает широкий спектр диагностических и лечебных услуг на уровне современных международных стандартов. Она ни в чем не уступает лучшим клиникам ведущих европейских стран. Врачи клиники имеют возможность в короткий промежуток времени провести все необходимые диагностические, лечебные и восстановительные мероприятия, а новые технологии позволяют сократить время нахождения больного в стационаре.
За 10 месяцев 2015 года в БМЦ было проведено более 4 тысяч операций, при этом высокоспециализированных среди них более 600 тысячи. Количество пролеченных пациентов составило более 13 тысяч человек, а поликлиника БМЦ посетило порядка полумиллиона пациентов!
Уникальностью центра являются лечебно-диагностические программы в области превентивной медицины по новейшим международным стандартам, с применением диагностических радиоизотопных методов исследования. Эти меры способствуют раннему выявлению кардиологических, неврологических и онкологических заболеваний. В рамках расширения профилактической направленности внедрены и постоянно совершенствуются «Check-Up» программы различных профилей.
На базе новой больницы впервые в Казахстане появилась гибридная операционная – для выполнения сложных интервенционных процедур, где можно одновременно делать операции, как на открытом сердце, так и на крупных магистральных сосудах, с поддержкой экстренного хирургического вмешательства при возможных осложнениях. Операционная может использоваться практически во всех областях хирургии и дает огромные возможности для хирургов по внедрению ультрасовременных оперативных техник.
В операционной установлена современная эндоскопическая установка, это позволяет расширить спектр выполняемых процедур. Это внедрение так называемой «минимально инвазивной кардиохирургии»: мини-инвазивная коррекция клапанов сердца, аортокоронарное шунтирование. В настоящее время более 90% всех операций проводится с применением эндоскопических технологий. Алгоритмы диагностики и схемы лечения основаны на принципах доказательной медицины.
В русле методик современной медицины, в больнице функционирует так называемая «палата пробуждения», позволяющая принять большой поток послеоперационных больных без вовлечения отделения реанимации. Такая палата способствует развитию технологии «Хирургия одного дня», когда пациент после перенесенной операции может покинуть больницу уже через несколько часов.
Использование рентгенохирургических методов лечения позволяет минимизировать операционную травму, избежать наркоза, максимально сократить путь пациента к выздоровлению. Все это по праву дает возможность назвать данные методы лечения – медициной 21-века, хирургией без скальпеля!
– Все это невозможно без квалифицированного персонала. Какая работа ведется Медцентром в этом направлении?
– Безусловно, достижение высоких качественных показателей Медицинскому центру обеспечивает наличие профессиональных кадров, а также развитая система подготовки и повышения квалификации. Сегодня в подведомственных организациях трудятся высококвалифицированные профессионалы, в числе которых 22 докторов наук и 78 кандидатов.
Для совершенствования работы в области медицинских и санаторно-курортных услуг, привлечения инновационных технологий из-за рубежа Медицинский центр ежегодно проводит мастер-классы, научно-практические конференции, международные форумы, симпозиумы с привлечением зарубежных специалистов Германии, Голландии, Франции, Израиля, Южной Кореи, Польши, Литвы и др.
Специалисты больниц Медицинского центра направляются на обучение в лучшие клиники ближнего и дальнего зарубежья, в которых перенимают опыт, знакомятся с новейшими технологиями, современными высокоспециализированными методами диагностики и лечения, после чего адаптируют и внедряют в свою практику.
С целью расширения спектра оказываемой медицинской помощи и повышения качества услуг, Медицинским центром непрерывно проводится работа по поиску высококлассных специалистов в пределах Республики Казахстан и за рубежом для работы в ведомственных клиниках.
Современным новшеством в сфере обучения отечественных кадров является менторство в здравоохранении, когда приглашенные менторы-наставники проводят обучение специалистов «на местах». Проекты по менторству Медицинский центр успешно реализует на протяжении нескольких последних лет, сотрудничая с топовыми специалистами клиник всего мира.
В мире существует Международное Общество по Качеству в Здравоохранении (International Society for Quality in Healthcare, ISQua), которая аккредитует организации. Среди них отличаются программы Международной Объединенной комиссии (Joint Commission International, JCI), которые признаны «золотым стандартом» среди своих аналогов. Сегодня каждая клиника, оказывающая услуги мирового класса, проходит именно аккредитацию JCI. С 2011 года стандарты международной аккредитации JCI внедряются в деятельность организаций Медицинского центра Управления Делами Президента Республики Казахстан. Немаловажным фактором успешного прохождения аккредитации JCI является корпоративный дух в коллективе. Именно командные усилия специалистов Медицинского центра помогают в продвижении такого сложного проекта как международная аккредитация JCI. Только ежедневная слаженная работа во благо пациентов может обеспечить безопасность, высокое качество медицинских услуг и международное признание. Прохождение клиниками Медицинского центра аккредитационной оценки, которое запланировано на самое ближайшее время позволит подтвердить и улучшить высокий уровень оказания медицинской помощи государственным служащим и населению страны.
– Какие перспективы развития у Медцентра на ближайшие годы?
– Мы собираемся расширять спектр охвата медицинским обслуживанием Медцентра населения, сохранив статус многопрофильного медицинского кластера, укреплять техническую базу своих учреждений, изучать и внедрять инновационные методики лечения.
Одним из ключевых направлений, в котором в дальнейшем будет работать Медцентр – это развитие медицинского туризма в нашей республике.
Медицинский центр продолжит объединять в себе лучшие медицинские традиции прошедшего периода и современные инновации. Не забывая свою богатую историю, мы уверенно смотрим в будущее.
– Спасибо за интервью. До свидания!

Анна Никандрова, Астана