Экономический кризис уже отразился на казахстанском рынке товаров. Многие сети магазинов сокращают количество точек из-за падения продаж. Ушедшие из супермаркетов и бутиков покупатели теперь отовариваются на продовольственных и вещевых рынках, пишет «Караван».
Экономический кризис уже заставил магазины премиум-класса «подтянуть пояса». Так, в Алматы сеть супермаркетов «Рамстор» закрыла две точки. Представитель компании объясняет это оптимизацией. Сеть Green также закрыла один из магазинов. Закрываются и многие фирменные бутики в торговых центрах.
Если представить потребительский спрос в виде пирамиды с тремя большими сегментами – премиум, средний и эконом – то большая часть премиального сегмента сползла в верхнюю часть среднего. А нижний слой среднего сегмента сполз в эконом — в его самую широкую часть. По ценам это базары и рынки. А дальше будет хуже.
«Рынок отреагировал на снижение курса тенге повышением цен. Инфляция ускорилась до 5,2 процента (октябрь к сентябрю), продовольственные товары подорожали в среднем на 4,6 процента, непродовольственные – на 10,2 процента. Официальная статистика занижает масштабы подорожания товаров. Инфляция реальная на порядок выше. Особенно с учетом гигантской доли импортных товаров. Складские запасы, закупленные по старым ценам, были практически полностью распроданы в сентябре и октябре. Дальше – новый виток повышения цен на товары, связанный с высокой долей импорта», – поделился своим прогнозом
Сектор цифровой техники также испытывает трудности. По словам специалиста маркетинговой компании GfK Kazakhstan Игоря Кима, нибольшее падение наблюдается в секторе цифровой техники в таких группах, как планшеты, фотоаппараты, ноутбуки. Наиболее стабильная категория – крупная бытовая техника, которая в некоторых случаях показывает незначительный рост.
Прогноз на 2016 год выглядит так. Доля расходов на продукты питания в структуре расходов казахстанцев будет расти. Спрос на импорт, как более дорогой товар, будет падать. Взамен появятся его дешевые заменители. Часть дорогих брендов одежды уйдет из казахстанского рынка.
Для магазинов главными якорными товарами, которые будут привлекать покупателей, остаются хлеб, молочные продукты и яйца. Цены на них они будут вынуждены держать низкими. Но за счет этого в магазины будут привлекаться покупатели, которые смогут брать дополнительные товары, – продовольственные и непродовольственные. Для крупных сетей возможно производство собственных продуктов под своим брендом – более дешевых, которые будут на пике в ближайшее время.
Учитывая опыт прохождения кризиса 2007-2008 годов в России, можно предположить, что в следующем году казахстанцы будут меньше покупать элитный алкоголь, отдавая предпочтение водке и коньяку отечественного производства. На порядок меньше станут покупать готовые блюда и кулинарные изделия, от которых в период кризиса полностью отказались около 10% россиян.
Так же, как и северные соседи, казахстанцы, возможно, начнут больше времени проводить дома и реже покупать сотовые телефоны – только в случае потери или поломки старого.
Ранее стало известно, что уже в 2016 году в Казахстане откроют супермаркеты с исключительно отечественными товарами.
Также мы провели исследование и выяснили — что уже подорожало в Казахстане, и что еще подорожает до Нового года.
Источник: Караван
Автор: Адил Урманов
http://www.nur.kz/965250-kazakhstanskie-pokupateli-iz-za-krizi.html