Проблема энергоснабжения полуострова не решена. России нужно еще несколько недель для того, чтобы справиться своими силами.
Более 930 тысяч жителей аннексированного Россией Крыма из почти 2,3 миллиона человек, населяющих полуостров, остаются без электричества. До подрыва опор четырех ЛЭП в Херсонской области Украина поставляла в Крым почти 80 процентов всей электроэнергии. Ремонтная бригада «Укрэнерго» уже восстановила разрушенную опору линии электропередачи Каховка – Титан, по которой электроэнергия может подаваться в Крым и два района Херсонской области. Однако о восстановлении еще трех ЛЭП, обеспечивавших ранее Крымский полуостров, речь пока не идет.
В пресс-службе «Укрэнерго» заявили, что они настояли на ремонте линии Каховская – Титан, поскольку от нее питаются два района Херсонской области – Каланчакский и Чаплинский. Сейчас эти районы получают электричество по резервным схемам. К другим трем поврежденным ЛЭП участники блокады полуострова ремонтников не подпускают.
– Электричество в Крым может быть подано Украиной, если Россия выполнит хотя бы одно из требований протестующих крымских татар, – заявил один из лидеров крымских татар Мустафа Джемилев в комментарии интернет-сайту «Крым. Реалии». – Российские власти должны сделать встречные шаги. Я полагаю, что они должны, в первую очередь, освободить Ахтема Чийгоза (заместитель председателя Меджлиса крымско-татарского народа, арестованный в Крыму по обвинению в организации массовых беспорядков у стен крымского парламента 26 февраля 2014 года. – РС), – заявил он. – Но ничего этого не делают. Сейчас такой прессинг со стороны общественности. Какого черта мы должны включать им свет?» – подчеркнул Джемилев. По его словам, украинское руководство настаивает на том, чтобы поставки в Крым возобновились, поскольку по условиям договора, заключенного между Киевом и Москвой, Украина вынуждена платить России большие штрафы за сбои в подаче электроэнергии (по информации украинских газет, речь идет о почти 167 тысячах долларов в сутки). В ближайшее время Джемилев надеется обсудить ситуацию с президентом Украины Петром Порошенко.
Пока в Крыму пытаются решить проблемы, возникшие в результате прекращения энергоснабжения полуострова, украинские власти выступают с противоречивыми заявлениями. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков предложил принять решение о прекращении действия контракта на поставки электроэнергии в Крым:
– На мой взгляд, в ответ на угрозы со стороны Российской Федерации по введению продовольственного эмбарго с 1 января 2016 года на украинские товары следует принять политическое решение на уровне Совета национальной безопасности и обороны Украины и правительства о прекращении действия контрактов на поставку электроэнергии в Крым, и это не вопрос поврежденных ЛЭП, это вопрос нашей позиции.
Срок действия контракта на поставку Украиной электроэнергии в Крым истекает 29 декабря этого года. Примечательно, что министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин (его называют в правительстве человеком президента Украины) заявил, что контракт с Крымом следует продлить еще на год, поскольку за время действия он принес государству прибыль в размере почти 13 миллионов долларов. Как известно, крымские татары и другие участники транспортной блокады Крыма неоднократно требовали оставить полуостров не только без украинских продуктов, но и без электроэнергии.
По сообщению пресс-службы Национальной полиции Украины, по факту умышленного повреждения объектов энергетической системы 20–22 ноября в Херсонской области открыто уголовное производство. Рассматриваются несколько версий. По мнению следствия, подорвать железобетонные опоры могли не только участники транспортной блокады Крыма, которых многие в этом обвиняют, но и российские диверсанты. На восстановительные работы, как говорят эксперты, нужно не более недели, однако под предлогом политических требований крымских татар вводить в строй все четыре ЛЭП, обеспечивавшие ранее Крым электричеством, власти не спешат.
Кабинет министров Украины на своем заседании в минувший понедельник по инициативе президента страны Петра Порошенко временно запретил перемещение грузовых потоков на административной границе с Крымом. Что же касается энергоблокады полуострова, то до сих пор по этому поводу не прозвучало четкой и однозначной реакции Киева.
– Это связано не только с различными позициями, но и с противоречивыми интересами украинской власти, – отмечает руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. – Противоречивость обусловлена как экономическими, так и политическими факторами. Существует определенная энергетическая зависимость Украины от России. Чтобы не создавать конфликт с Россией, в свое время пошли на компромисс, использовали схему – и торгуем, и воюем. Была необходимость получения энергоносителей от России, к тому же события минувшего года показали, что в случае кризисной ситуации в энергосистеме Украины возникает потребность в закупке российской электроэнергии. Использовали схему: мы продаем электроэнергию в Крым, в обмен получаем электроэнергию от России. Тем более что технически прекращение подачи электричества на полуостров создает проблемы для самой энергосистемы Украины в южных областях страны (Запорожская и Южно-Украинская АЭС вынужденно снизили нагрузку на энергосети. – РС).
Революционное, радикальное крыло украинских политиков выступало за полную блокаду, и не только по отношению к Крыму, но и по отношению к оккупированным районам Донбасса. Кроме того, есть и внешний фактор. Долгое время Киев не решался на радикальные действия, поскольку, боялся спровоцировать Россию на военные действия на юге Украины. Речь идет о действиях, связанных с открытием сухопутного коридора в Крым через побережье Азовского моря. Поэтому предпочли мягкий вариант: лучше будем снабжать Крым продуктами частично сами, нежели будет расширение театра военных действий. Ну и, наконец, внешний фактор, связанный с минскими договоренностями: к компромиссу подталкивали наши западные, прежде всего европейские, партнеры. Показательна позиция Германии: немецкий МИД критически отреагировал на подрыв опор ЛЭП, немцы не хотят расширения конфликта между Украиной и РФ, в том числе и из-за блокады Крыма.
– Можно ли утверждать, что позиция Порошенко по энергоблокаде Крыма, учитывая заявления министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина, более мягкая, чем позиция Арсения Яценюка?
– Насколько я знаю, энергетики (и это позиция не только Демчишина) выступают за то, чтобы продолжать поставки электроэнергии в Крым, а вот соратник премьер-министра Арсений Яценюка Аваков – играет. Между прочим, люди Авакова сыграли не последнюю роль в возникновении конфликтной ситуации возле административной границы с Крымом. Все эти заявления, в том числе и грузовая блокада Крыма – тактические действия после возникновения конфликтной ситуации в Херсонской области. Я бы не говорил, что позиции президента и премьера по этой проблеме принципиально различаются. Отличий нет, а есть лишь тактическая игра. Очевидно, что Порошенко ближе к позиции Демчишина, он знает о давлении Берлина по этому вопросу, поэтому понимает: лучше найти «золотую середину», баланс интересов в экономических отношениях с Крымом.
– Из-за энергоблокады Крыма Москва объявила о прекращении поставок угля и газа Украине. Этими ответными мерами Россия не ограничится?
– Потенциал ответных действий России исчерпывается. Москва объявила, что с начала будущего года введет эмбарго на украинские товары. От российского газа Украина сама отказалась еще до заявления о прекращении поставок главы “Газпрома”. Возможно, будет остановлена поставка антрацита на украинские ТЭС из оккупированных территорий Донбасса. Конфликт между Украиной и Россией будет развиваться, нас ждет новый виток политико-экономического противостояния, – считает Владимир Фесенко.
С 25 ноября Украина закрыла свое воздушное пространство для гражданских, военных и авиаперевозок двойного значения российскими компаниями. Украинский премьер Арсений Яценюк накануне заявил, что Киев ответит зеркальными действиями в случае введения эмбарго России на ввоз украинской продукции. Кроме того, киевское правительство рассматривает вопрос о прекращении действия контракта между «Укринтерэнерго» и российской компанией «Интер РАО ЕЭС» по импорту на Украину электроэнергии из России. Не исключено, что, кроме угля и газа, Россия может отказаться поставлять украинским АЭС и ядерное топливо – значительная его часть по-прежнему поставляется из РФ, а атомные электростанции Украины вырабатывают больше 50 процентов всей необходимой стране электроэнергии.
Выполняя решение кабинета министров, 24 ноября Государственная погранслужба Украины объявила о полном прекращении перемещения через административную границу Крыма грузов и товаров на железнодорожном и автомобильном транспорте. Председатель комитета экономистов Украины Андрей Новак полагает, что украинские власти должны были давно принять решение о товарной и энергетической блокаде Крыма:
– Прекращать снабжать всеми видами ресурсов Крым Украина обязана была сразу же после аннексии Крыма. За оккупированную территорию ответственность несет оккупант. Страна, которая пострадала от оккупации – в данном случае Украина, не то что не обязана, она попросту не должна обеспечивать оккупированную территорию ресурсами.
– Известно, что воинские части и все органы власти в Крыму имеют электричество, а страдают из-за его отсутствия, из-за дефицита товаров в основном обычные жители полуострова, в том числе и те, кто лояльно настроен к Украине. Не приведет ли это к существенному росту антиукраинских настроений в Крыму?
– Безусловно, в Крыму есть патриотически настроенные граждане Украины. Они, конечно, в меньшинстве, они заложники временной оккупации Крыма Россией. Они страдают вместе с крымчанами сепаратистских настроений и пророссийских взглядов. Но ведь невозможно отделить одних граждан от других, – констатирует глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
О том, есть ли у России реалистичный план решения энергетической проблемы Крыма, Радио Свобода рассказал директор московского Фонда энергетического развития Сергей Пикин:
– Еще год назад была принята Федеральная целевая программа по обеспечению независимости энергоснабжения Крыма, по его обеспечению электрической энергией, газом. Программа предполагала, что в первую очередь будет построен так называемый энергомост, позволяющий организовать независимое электроснабжение с территории Кубанской энергосистемы. Энергомост планировалось завершить в 2016 году, и в 2018 году построить мощности газовой генерации на территории Крыма. Ситуация динамично развивается, потому было принято решение ускорить ввод в эксплуатацию энергомоста, особенно его первой очереди. Это позволит в течение короткого времени, уже в декабре, дать 400 МВт мощности для крымских потребителей.
– А сколько это будет стоить?
– Первоначально в смету закладывалась оценка 47 миллиардов рублей. Мощность энергомоста после реализации второй стадии проекта должна составить 800-850 мегаватт (фактически он может и больше давать). Этого будет достаточно, чтобы обезопасить Крым от любых ограничений со стороны Украины по электрической энергии. Строительство генерации оценивается примерно в 90–100 миллиардов рублей. К 2018 году должны подвести еще и газопровод, который позволит привести на полуостров дополнительное топливо и обеспечить эти новые газовые электрические станции газом.
– Потянет ли это российский бюджет?
– В совокупности эта сумма – 150 миллиардов рублей. Я думаю, конечно, потянет. В бюджете деньги заложены, поэтому проблем с финансированием быть не должно.
– Министерство энергетики обещает до Нового года решить проблему, обеспечивать Крым электроэнергией из Краснодарского края. Получится ли уложиться в этот срок?
– Построена подстанция, соединяющая Таманский полуостров и Ростовскую атомную электростанцию, со стороны Кубанской энергосистемы все действия совершены. Прокладка кабеля по дну Керченского пролива практически закончена, теперь начнутся работы по коммуникации этого кабеля со стороны Кубанской энергосистемы и со стороны Крымского полуострова. Это займет еще недели две-три. Думаю, что к середине декабря могут пройти первые тестирования нового энергомоста.
– А не получится ли так, что переброска электроэнергии из Краснодарского края в Крым через этот энергомост приведет к дефициту электроэнергии на Кубани?
– Этого случиться не должно. Во-первых, можно дополнительно получить некоторый объем мощностей со стороны Ростовской атомной станции. Также до конца года вводится дополнительный энергоблок на Невинномысской ГРЭС – это часть энергосистемы Юга, которая дополнительно обеспечит еще 400 с лишним МВт. Хотя сейчас Южная энергосистема действительно находится в таком состоянии, что все, что там производится, там и потребляется, резервов не так много. Но обеспечить 400 мегаватт для Крыма, я думаю, она способна.
– А возможна ли реализация всех этих проектов без участия Украины?
– Эти проекты не зависят от украинской стороны. Кабелеукладчик предоставлен китайскими партнерами, кабель также произведен китайской компанией. Все работы, связанные с возведением необходимой инфраструктуры, производятся российскими энергетиками, как и на территории Краснодарского края. Понятно, что разрыв энергетических связей не выгоден ни Крыму, ни Украине. Украинские энергетики зарабатывали хорошие деньги на этих поставках, до 20 миллионов долларов в год, притом что тариф, по которому они поставляли электричество, был самым высоким на территории Украины – 3 рубля 54 копейки. Для сравнения – в России стоимость энергии на оптовом рынке примерно 1,5 рубля за килочас. Этот бизнес был всем выгоден, но, к сожалению, политика никак не связана с экономикой.
– А что будет в Крыму, если эти планы, о которых мы говорим, так и останутся только планами, не будут реализованы?
– Энергомост практически построен, задача – соединить части объектов, которые строились параллельно. Это вопрос 2–3 недель, – объясняет московский экономист Сергей Пикин.
Метки: крым,энергетический коллапс,подрывы ЛЭП