Казахстан через Транспортный альянс «КТЖ экспресс» (предприятие, входящее в «Казахстанскую железную дорогу») заключил соглашение с турецкими, азербайджанскими, грузинскими и китайскими коллегами по скоростной доставке грузов из Китая в Европу в обход России.
Не предал ли нас Казахстан, подписав соглашение о Транскаспийском транспортном маршруте Китай — Турция — Европа — сразу после гибели нашего летчика?
Ситуацию для Pravda.Ru прокомментировал директор международных проектов Института национальной стратегии России Юрий Солозобов.
По его словам, создание Транскаспийского маршрута в период конфликта России с Турцией — это просто совпадение, неприятное медиасфере. Но такова жизнь.
«Казахстан — не главный оператор, с претензиями по Транскаспийскому маршруту нужно идти к Китаю. Вообще, создание нового консорциума по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России — это скорее декларация о намерениях и политический жест. Напомню, что в рамках этого проекта в течение 2016 года запланировано транспортировать через территорию Грузии первые несколько тысяч контейнеров из Китая в направлении Турции и Европы. Объем очень незначительный, чтобы оказать какое-то воздействие на Россию и на общий грузооборот между Европой и Китаем», — сказал журналисту Правды.Ру Юрий Солозобов.
Можно многократно повторять, что для морского коридора путь составляет до 45 суток, по «Трансибу» 14 суток, а по будущему коридору «Западная Европа — Западный Китай», от порта Ляньюньгань до границ с ЕС всего 10 суток. Но пока морские перевозки — самый экономичный путь доставки китайских товаров, отметил эксперт. Сейчас по сухопутному коридору из Китая в Евросоюз идет в 100 раз меньше грузопотока, чем морским путем. Мало кто знает, что даже в Россию из Китая большая часть грузов (например, вся электроника) доставляется морем через Финляндию. При этом главные инвестиции в логистику Пекин сейчас направляет на «бирманский коридор» — примерно в 100 раз больше, чем готов вложить в пресловутый «Шелковый путь».
Тем не менее, подчеркнул Юрий Солозобов, проект «Нового шелкового пути» имеет свои пусть пока скромные экономические, но далеко идущие стратегические перспективы. «Например, по данному маршруту паромами из прикаспийских портов можно будет перевозить товары из Центральной Азии в Европу. Сама идея Silk Wind в свое время был предложена Казахстаном. Она долго была заморожена и теперь при поддержке главных игроков — КНР, США и ЕС — начинает воплощаться в жизнь. В начале августа 2015 года в Баку по Транскаспийскому международному транспортному маршруту в рамках Silk Wind прибыл в тестовый контейнерный поезд из Китая. А в сентябре контейнеры добрались уже до турецкого Стамбула», — рассказал эксперт журналисту Правды.Ру.
Пекин отмечает, что открытие этого маршрута будет содействовать, прежде всего, китайским интересам: экспорту товаров из западных районов Китая на рынки Центральной Европы и ЦА. «Для Астаны реализация этого проекта также важна стратегически. Она обеспечивает дальнейшее вхождение Казахстана в мировую транспортную и торговую системы. Президент РК Нурсултан Назарбаев не раз заявлял, что открытие больших транспортных коридоров позволит Казахстану стать реально интегрированным государством.
И заодно заработать на транзите грузов и диверсифицировать сырьевую экономику. У проекта — амбициозные планы: Китай прорабатывает детали строительства моста над Каспийским морем из Казахстана в Азербайджан», — отметил Юрий Солозобов.