АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Петр НИЛОВ.Степные шахматы

скачанные файлы (1)Эту игру называют алгеброй чабанов, потому что в ней применяются все математические действия. Согласно легенде ее придумали пастухи, любившие состязаться друг с другом в устном счете. Старинная казахская игра тогызкумалак, некогда едва не забытая, а затем возрожденная, с каждым годом обретает все больше поклонников. Ее популярность уже давно вышла за пределы Казахстана. Сегодня уже проводятся чемпионаты мира по тогызкумалаку.

«Подумаешь — чемпионат мира! — ухмыльнется скептик. — Пригласили кыргызов да китайских казахов, вот вам и чемпионат мира».

Как бы не так. В 2010 году на мировое первенство в Астану приехали 16 команд, в числе которых представители Германии, Испании, Швейцарии, США, Чехии, Монголии, Китая и даже Антигуа и Барбуда. Думал ли кто-нибудь, что в казахскую народную игру будут играть на Карибских островах?

 О развитии этого вида спорта нам рассказал мастер спорта международного класса, шестикратный чемпион Казахстана, победитель международной олимпиады по интеллектуальным играм Мушрат Елибакиев.

 — Я инвалид по зрению. В 1991 году, когда работал методистом по спорту в Талгарском обществе слепых, мы получили три комплекта для игры в тогызкумалак. Нам понравилось, что в нее могут играть люди с ограниченными возможностями, инвалиды по зрению и даже полностью незрячие. Сегодня среди инвалидов есть мастера спорта, чемпионы Казахстана. Первенство страны среди этой категории людей проводится с 1992 года. Начиная с самого первого чемпионата, я пять лет подряд становился чемпионом. Потом стал участвовать в соревнованиях среди полноценных людей и выиграл чемпионат области. Несколько раз выезжал на международные турниры, а в 2010 году победил в первенстве страны среди инвалидов в шестой раз.

— Сколько человек в стране сегодня играет в эту древнюю казахскую национальную игру?

— По разным подсчетам, порядка 100 тысяч. Но это число ежегодно увеличивается. Причем, достаточно быстро. С 2008 года мы проводим ежегодный Кубок президента страны. В первом Кубке участвовали все желающие без учета регалий. Но уже на следующий год, когда мы рассчитывали на 250 участников, приехали более 300. Поскольку всех принимать нет возможности, мы вынуждены были ввести правила проведения предварительных отборочных турниров в областях.

 — Насколько мне известно, тогызкумалак обретает все больше поклонников и за пределами Казахстана…

— На свете очень много тех, кто серьезно интересуется интеллектуальными играми и ищет их по всему миру. Благодаря Интернету они узнают об игре, затем налаживают контакты и приглашают мастеров, которые проводят обучающие семинары. Что интересно, многие вначале узнают об игре, а потом интересуются страной ее происхождения. Для пропаганды нашей игры многое делает Казахстанская федерация тогызкумалака. Есть у нас и национальная сборная, которая участвует в открытых первенствах Кыргызстана, Узбекистана, Монголии и т.д. Ее главный тренер – мастер спорта международного класса, четырехкратная чемпионка Казахстана, трехкратная чемпионка Кыргызстана, двукратная чемпионка Монголии Айнура Жакабаева. Во многом благодаря ей и Максату Шотаеву мы вышли на мировую арену, активно пропагандируем тогызкумалак, хотя за это ничего не получаем. Делаем это исключительно из любви к игре.

images (3) В 2010 году на чемпионате мира в Астане я познакомился с приехавшими из Чехии организаторами олимпиад по интеллектуальным играм. Они официально пригласили меня принять участие в их ежегодной олимпиаде в Праге. В ее программу входит около пятидесяти игр со всего мира. В 2010 году в нее включили тогызкумалак, а в прошлом году — еще одну древнюю казахскую игру бестемше. Это упрощенный вид тогызкумалака. Олимпиада прошла в октябре прошлого года. Участвовали 16 человек из шести стран. Я стал победителем в тогызкумалаке.

 — Каким был призовой фонд?

 — Несколько тысяч чешских крон. Не бог весть какие деньги…

 — Серьезные соперники были?

 — Признаться, мне повезло в том, что из Казахстана я был один. Если бы поехали все наши мастера-международники, не факт, что я стал бы чемпионом. Они не смогли поехать, так как не было финансирования. А я поехал за свой счет. Вначале думал, что достойных соперников не будет. Но потом понял, что ошибся.

— Кто из них оказался наиболее достойным?

 — Представитель Германии Юрий Нольд. Наш бывший соотечественник, раньше жил в Костанайской области. Очень сильно играет. Так же хорошо играет его дочь, даже была чемпионкой Казахстана. Они в Германии проводят мастер-классы по тогызкумалаку. В финале встретился с чехом. Думал, что выиграю без особого труда. Но когда игра началась, понял, что недооценил соперника, и едва не проиграл. Вначале я выбрал простой вариант, думая, что он быстро попадется на мою удочку. Оказалось, что он знаком с этой ловушкой. Позже я узнал, что он прочел много книг, в которых анализируются игры наших мастеров. Видимо, это сыграло свою роль, и я по ходу партии стал проигрывать. Возле нашего стола собралось много людей, предвкушавших поражение представителя родоначальников игры. У меня оставались считанные секунды, чтобы спасти положение. Когда осталось полминуты, я применил технический прием, который вводит соперника в азарт настолько, что он теряет бдительность. Я заставил его ошибиться, и этого оказалось достаточно для моей победы. Партия была очень интересной, но не менее интересным оказалось и другое. 

 В программе олимпиады была игра увари. Это африканский аналог тогызкумалака. Я там же, на олимпиаде, освоил ее, принял участие в турнире и занял третье место. Тогызкумалак настолько развивает логику, что увари никакой проблемы при изучении не составляет. В прошлом году на чемпионате мира по увари во Франции один казахстанец стал чемпионом, а другой — бронзовым призером. В том же 2010 году тогызкумалак был включен во французскую олимпиаду интеллектуальных игр, которая ежегодно проводится в Каннах. На прошлой неделе наши ребята вернулись оттуда, заняв четыре первых места. Кроме того, каждый год проводится турнир по тогызкумалаку в Пардубице (Чехия).

 — Судя по всему, чехи больше других заинтересовались этой игрой?

 — Они говорят, что тогызкумалак – почти как шахматы, но в некоторых случаях даже сложнее. Они «заболели» этой игрой настолько, что участвуют в соревнованиях семейными командами. К примеру, в Праге в течение одного турнира я встречался с отцом и сыном из одной семьи.

 — А инвентарь для игры они делают сами?

 — В самом начале на турнирах не хватало инвентаря и в положениях оговаривалось, что каждая команда привозит с собой по три комплекта. К примеру, когда я приехал на турнир в Прагу, у организаторов было всего десять досок. Я привез с собой еще несколько штук и подарил им. Кыргызы тоже всегда ездят со своими досками. На соревнованиях получался разнобой: у кого-то доска была деревянная, у кого-то пластмассовая, у одного синяя, у другого красная. Каждый раз, покидая соревнования, мы оставляли организаторам привезенный инвентарь. Теперь мы сами производим все необходимое и поставляем в Европу.

 — То есть вы наладили производство?

 — Да, разработали, наладили и выпускаем. Автор разработки — почтенный аксакал, глубокий знаток игры Серикбай Тлеубаев. Несколько лет назад он выразил мне полное доверие и дал все чертежи. Несколько лет мы не могли запустить производство, были проблемы с деньгами. Бизнесмены, к которым мы обращались, считали проект бесперспективным. О чувстве патриотизма с ними говорить было бесполезно. Позже деньгами мне помог мой двоюродный брат. Мы поехали в Китай и вначале разместили заказ там, но теперь выпускаем сами. Сейчас, когда заходишь в любой зал соревнований, становится приятно глазу. У всех одинаковые доски голубого цвета, чтобы не было утомительно для глаз.

 — Способен ли тогызкумалак охватить весь мир, подобно шахматам?

 — Думаю, что да. С 2005 года рост популярности игры виден невооруженным глазом. А после чемпионата мира это чувствуется вдвойне. Руководители федерации хотят поднять вопрос о включении игры в школьную программу и развитии на одном уровне с другими спортивными секциями. Последние пять-шесть лет в тогызкумалак играют во многих школах, в особенности в математических. Но ведь в любой обычной школе есть «ботаники», которые не могут хорошо бегать или прыгать, но прекрасно играют в интеллектуальные игры.