АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Почему сертификат IOSA «Бек Эйр» оценил в 1,5 миллиона: комментарий IATA

1451901419_a1,5 миллиона долларов против 67 тысяч. Воздушный бой руководства авиакомпании «Бек Эйр» сКомитетом гражданской авиации стал одной из самых громких новостей не только последних дней уходящего года, но и первых дней года наступившего.
 
Председатель совета директоров «Бек Эйра» Нурлан Жумасултанов в интервью газете «Время» (а позже схожая информация появилась и на официальном сайте компании) поделился мнением: аудитIOSA, ставший обязательным требованием для осуществления внутренних воздушных перевозок, ударит по кошельку пассажиров.
 
«Согласно регламенту, аудит должны проводить иностранные специалисты из IATA, что влечет дополнительные, а главное бесполезные затраты более чем в 1,5 миллиона долларов США, которые обязательно скажутся на стоимости авиабилетов», — говорится в открытом обращении «Бек Эйра», размещенном на сайте несколько дней назад.
 
Накануне Министерство по инвестициям и развитию РК распространило информацию,опровергающую доводы Жумасултанова и привело цифры совсем другого порядка.
 
«По состоянию на 2015 год стоимость аудита IOSA составляла порядка 55 тысяч долларов США, которые оплачивались в аудиторскую организацию. Административный сбор — 12 тысяч долларовоплачивался в ИАТА в качестве администрирования аудита и развития стандарта  IOSA. Таким образом, 67 тысяч – это минимальный обязательный платеж, связанный с прохождением аудита.
Данная сумма является фиксированной и не зависит от членства в ИАТА. По желанию авиакомпании могут проводить дополнительные консультации и контроль за внедрением стандартов», — говорится в официальном сообщении МИР РК.
 
Для разъяснения ситуации со стоимостью аудита IOSA «Радиоточка» обратилась в представительствоIATA по Центрально-Азиатскому региону. В письме представителя IATA информация МИРа подтвердилась, правда, с одной оговоркой.
 
«Сам аудит стоит 67 тысяч долларов. Подготовка к аудиту, а именно привести авиакомпанию в соответствие с международными стандартами – это стоит денег. Если кто-то подсчитал, что ему надо потратить на это аж 1,5 миллиона – то значит, этот перевозчик отстает очень много» — так прокомментировал  вопрос «Радиоточки» о стоимости аудита региональный менеджер IATA Джордан Карамалаков.
 
Между тем, градус конфликта «Бек Эйра» с КГА, возможно, пойдет на спад. Пресс-служба министерства по инвестициям и развитию распространила информацию о том, что вводить ограничения на полеты авиакомпаний, не прошедших аудит IOSA, не планируется «в ближайшее время» — до приведения в соответствие законодательства.
 
«В связи с принятием в 2014 году, Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» и в 2015 году «Предпринимательского кодекса РК», уполномоченным органом в сфере гражданской авиации ведется работа по приведению законодательства страны об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, в соответствие с требованиями вышеуказанных законодательных актов, в части закрепления механизмов выдачи и отзыва разрешений, выдаваемых уполномоченным органом.
 
Таким образом, в ближайшее время введение ограничений на полеты авиакомпаний, не имеющих сертификаты аудита IOSA, не планируется», — сообщается МИР РК. Правда, когда законодательные рычаги сделают «рабочими» в сообщении не упомянуто.
 
Напомним, что казахстанским авиакомпаниям, занимающимся пассажирскими коммерческими перевозками на внутренних направлениях, с начала этого года предъявлялись требования об обязательном прохождения аудита IOSA, который разработан неправительственной организацией IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта, прим. ред.).
 
«В перечне стандартов IOSA значительную часть занимает контроль качества как предоставляемых пассажирам услуг, так и закупаемых авиакомпанией расходных материалов, услуг, и запасных частей к воздушным судам, что делает IOSA более широким понятием, чем только «аудит по безопасности», — говорится в предоставленных «Радиоточке» материалах ИАТА, а кроме того упоминается, что эти стандарты на 80% состоят из стандартов ICAO (Международная организация гражданской авиации, прим. ред.). При этом, 20% разработаны с учетом «…лучшей мировой авиационной практики, которая еще не вошла в требования стандартов и рекомендаций регулирующих органов».
 
Новые требования поддержали авиакомпании «Air Astana», «SCAT» и «Qazaq Air» (две из них сертификат IOSA получили, третья – готовится к аудиту). Под угрозой запрета полетов оказались кроме «Бек Эйра» авиакомпании «Жезказган Эйр» и «Жетiсу». Согласно официальной информации, представители «Бек Эйра» направили заявления в суд и в Генпрокуратуру.
 

Автор: Сергей Ким

 http://radiotochka.kz/