Иранские девушки и женщины сближаются с западной культурой стремительнее, чем иранские лидеры – с западной политикой.
Иран несколько лет назад стал мировым лидером по количеству проведенных операций ринопластики, то есть изменения формы носа, на душу населения страны. Если же сосчитать пластические операции всех видов, то Исламская Республика Иран прочно входит в этом рейтинге в первую мировую десятку. Впрочем, не только пластическая хирургия, но и индустрия моды в Иране в последние годы все успешнее противостоит жестким законам, насажденным престарелыми аятоллами.
Несмотря на строгие мусульманские законы, индустрия пластической хирургии в Иране развивается быстро. Формально она не противоречит нормам ислама, поэтому власти и не принимают никаких ограничительных мер. Индустрия моды в Иране тоже переживает бум. Еще в 2013 году газета «Гардиан» писала, что не менее 200 тысяч иранок, некоторые в возрасте всего 14 лет, ложатся под нож хирурга, чтобы сделать свое лицо похожим на лица голливудских звезд, которые они видят на экранах телевизоров, тайком смотря спутниковые телеканалы.
До исламской революции 1979 года в Иране большинство местных женщин следовало западной моде, часто одеваясь ярко и откровенно и не рискуя при этом быть подвергнутыми даже просто общественному порицанию. Однако после прихода к власти режима аятолл женщинам было предписано в обязательном порядке носить на голове платки, их одежда должна полностью закрывать тело, открытыми посторонним взорам, кроме лица, могут быть только кисти рук. Впрочем, в последнее десятилетие иранки, особенно принадлежащие к образованным городским слоям, конечно, осмеливаются показывать миру гораздо больше. Так или иначе, именно реакцией на столь суровые официальные правила во многом объясняется повышенный интерес к пластическим операциям. «Мы не можем демонстрировать нашу красоту другим способом», – сетовала в интервью «Гардиан» одна из жительниц Тегерана.
«Человеческой природе свойственно стараться привлечь к себе внимание, красивой фигурой, волосами, кожей… Но хиджаб этого не позволяет. Так что мы удовлетворяем этот инстинкт, стараясь демонстрировать «искусство» на своих лицах». Впрочем, чаще можно услышать просто о свойственном женщинам желании выглядеть как можно лучше. «Если есть такая возможность, то почему бы и нет», – сказала другая собеседница «Гардиан». Тренд оказался очень устойчивым, о лидерстве Ирана в области пластической хирургии напомнило на днях в своем репортаже Международное французское радио.
К услугам пластических хирургов прибегают и иранские мужчины. К примеру, продавец в магазине косметики и аксессуаров объяснил свое решение «немного исправить лицо» желанием привлечь больше клиентов. Разумеется, как и везде в мире, возникают проблемы с качеством операций, которые обходятся в 5-10 средних месячных зарплат служащего в крупных городах Ирана.
Впрочем, не только пластическая хирургия, но и индустрия моды в Иране способна противостоять жестким правилам ношения одежды. Существует стереотип, согласно которому Иран – страна, где женщины носят только черные платки, хиджабы и бурки. На самом деле, иранские женщины устроили настоящую революцию, и в одежде многих молодых иранок стали доминировать высокие каблуки, обтягивающие джинсы, яркие ткани. При этом формально все предписанные религиозными властями принципы ношения одежды выполняются.
Садаф Сахар Горейши – модельер-самоучка с 2000 года, раньше ей приходилось работать полуподпольно, нанимать непрофессиональных манекенщиц. Сейчас все стало, по ее словам, гораздо легче:
– Когда я стала делать первые наброски, то начала с хиджаба. Потом уже занялась платьями. К сожалению, нам всегда приходится создавать наши модели, подстраиваясь под существующие правила. Интернет и спутниковое телевидение сильно повлияли на людей. На их чувство стиля, на выбор одежды, которую они носят. У них раскрылись глаза. Носить яркую одежду совсем не грех! Дизайнер всегда придумает что-то, даже если ему или ей приходится работать в условиях ограничений. В свои эскизы я добавляю традиционные иранские элементы. И получается одновременно современно и традиционно. Я думаю, это замечательно. Все эти ограничения не влияют на наш бизнес. Я всегда слежу за международной модой. Это не значит, что я ее копирую, но я стараюсь следовать основным тенденциям, – говорит Сахар.
В Иране бывают даже показы мод, во время которых женщины могут выходить на подиум без хиджаба и вообще с обнаженными плечами. Эти мероприятия, правда, почти секретны, и присутствовать на них могут только женщины, иначе можно нарваться на очень крупные неприятности. Обычно на них приходят подруги и родственницы модельеров и моделей, которые рассказывают о показах другим женщинам, так и формируется клиентура. «Стремление к красоте побеждает все», – сказала, смеясь, в интервью корреспонденту CNN одна из посетительниц такого показа еще в 2007 году, когда нравы в Иране были гораздо суровее, чем ныне.
Желание иранских женщин выглядеть моднее поддержал, придя к власти, нынешний президент Хасан Рухани – этим, как он полагает, Иран демонстрирует стремление к модернизации. В определенной степени знаковым событием стала публикация журналом Fashionable, Sexy, Haute and Naughty Magazine (FSHN) фотосессии, проведенной на улицах и рынках Тегерана.
Предыдущая подобная сессия проводилась в Иране еще аж в 1969 (!) году журналом Vogue. По словам фотографа журнала FSHN, канадки иранского происхождения Афры Пурдад, в ее снимках можно увидеть «противоречия и культуру современного Ирана». Выбранная ею девушка-модель позировала в яркой одежде даже на оживленном рынке, и Афра Пурдад опасалась, что это может вызвать гнев окружающих. Но все прошло спокойно. В какой-то момент к камере приблизился мужчина с корзиной помидоров, заглянул в объектив, а, узнав, что его сфотографировали, попросил сфотографировать еще раз. Потом одобрительно посмотрел на модель, улыбнулся и пошел дальше.
Метки: иран,ислам,женщины,мода,мусульмане,исламский мир,»Шариат для Бельгии»,пластическая хирургия
http://www.svoboda.org/content/article/27510605.html