МИД Литвы отклоняет критику России в адрес Литвы и ее органов власти по поводу дела о трагических событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе и подчеркивает, что сама Россия пытается политизировать этот судебный процесс.
«Суды в Литве независимы и беспристрастны. Дела в них рассматриваются и решения по ним принимаются только на основании установленных во время досудебного расследования фактических обстоятельств и собранных данных. Мы констатируем, что именно Россия пытается политизировать этот судебный процесс. Последнее заявление представителя МИД России по печати — еще одно тому доказательство», — говорится в сообщении МИД Литвы.
Согласно заявлению литовского МИД, сформулированные российской стороной обвинения «звучат особенно лицемерно», потому что именно Россия игнорирует многократно направлявшиеся Литвой просьбы о правовой помощи в расследовании дела 13 января и дела об убийстве на КПП Медининкай.
«Если Россия на самом деле заинтересована в ровном и быстром расследовании этих дел и совершении правосудия в отношении виновных, то мы призываем начать сотрудничать в расследовании упомянутых преступлений», — говорится в заявлении МИД Литвы.
Представитель МИД РФ Мария Захарова на прошлой неделе заявила, что якобы «инкриминируемые Литвой росгражданам действия оцениваются необъективно, в нарушение норм международного права». Она также призвала изменить полковнику запаса Юрию Мелю «по состоянию его здоровья меру пресечения на не связанную с арестом».
«Надеемся, что судебный процесс по делу «13 января 1991 г.» не будет превращен в политическое судилище», — добавила российский дипломат.
Эти заявления были обнародованы в социальной сети Twitter, когда Вильнюсский окружной суд в минувшую пятницу принял решение приступить к рассмотрению дела о трагических событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе по существу. В этом деле более 60 бывших советских военных и должностных лиц обвиняются в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Все, за исключением двух из них, будут судимы заочно. Большинство обвиняемых проживает в России и Беларуси, которые отказались предоставить Литве правовую помощь.