Беременность жительницы Восточно-Казахстанской области Любови Желомбаевой длилась десять лет и шесть месяцев — в сумме, уточняет 60-летняя женщина. У нее 15 детей и 9 внуков. Супруги мечтали, чтобы их семья занимала все дома на одной улице в родном поселке.
«Здорово, когда ты в роддоме постоянный клиент. Все тебя знают, все тебе радуются, шутят. У меня даже личная акушерка была — ну прямо как у какой-нибудь важной персоны», — вспоминает мать-героиня. Свою историю любви женщина рассказала YK-news.kz.
Маленькое село в Шемонаихинском районе. Славный парень, тракторист Исабек Желомбаев жил по соседству с дояркой Любой. Приходил к ней помочь по хозяйству, сначала редко, потом все чаще. Однако девушка не замечала ухаживаний кавалера старше нее на 10 лет, считала его просто другом. Но парень был настойчив и наконец, они поженились.
«Даже и не знаю, чем он мне так приглянулся», — смущается Любовь.
«Да просто у папы был трактор. В то время это было роскошью. Папа все время маму на нем катал, вот и завоевал ее сердце!», — шутит младший сын пары, 21-летний Ринат.
Свекровь, улыбаясь, называла Любу «мой золотой сноха». К счастью, трудности перевода трудностями семейной жизни не обернулись.
«Были небольшие опасения — семья у Исабека консервативная, чтила казахские традиции, а я ведь даже языка не знала. Но его мама оказалась очень мудрой женщиной, так ласково и тепло меня приняла. Даже то, что мы подчас говорили на разных языках, не стало проблемой», — вспоминает женщина.
Любовь не стала принимать ислам, да Исабек на этом и не настаивал: женщина сама вправе выбирать. Главное, чтобы она была счастлива.
Так и повелось: вот уже много лет пара во всех вопросах приходит к компромиссам.
Первый серьезный спор вышел 43 года назад, когда у Исабека и Любови родился первенец. Глава семьи настаивал: парнишку будут звать Мансур! А молодой матери хотелось назвать сына Славой.
Подумали, поспорили — и договорились. Если по документам ребенок — казах, значит, и имя будет казахское. Ну а дома близкие смогут называть малыша Вячеславом. Так с той поры и повелось: всем детям стали давать двойные имена. Исабек детей называет по-казахски, а Любовь — по-русски.
Это по душе ребятишкам, ведь больше никто в школе не может похвастать двойным именем. Например, Рината домашние называют Ромой. Он и считает себя в большей степени русским, хотя старается не говорить этого при отце — чтобы не обидеть.
А старшей дочери Джамилии удобнее, когда ее называют Лиля, хотя она считает, что в ней победили папины гены и похожа девушка больше на казашку.
Даже в деликатных религиозных вопросах у этой семьи – полный плюрализм.
«Была бы возможность, я бы выбрал сразу три веры: мусульманство, буддизм и христианство», — отшучивается Ринат-Роман.
Сейчас Исабеку 70 лет, Любови – 60. Более чем за четыре десятка лет пара воспитала полтора десятка детей. Девять мальчиков и шесть девочек. Последними родились близнецы. Старшему сыну уже 43 года, младшим близнецам — 21.
Наверное, нет ничего удивительного, что парни пошли в отца: серьезные, обстоятельные. Легко мастерят и чинят. Обожают точные науки. Старший Мансур в пятилетнем возрасте разбирал и собирал будильник. Алтай запросто чинит технику в доме. Ербол однажды даже смастерил металлоискатель из старого телевизора!
Как меняется быт, если в семье пятнадцать детей? Никак. Просто у детворы нет ни минуты, чтобы скучать.
«А жили мы очень дружно. Правда, порой братишки то стянут только что приготовленные пирожки, то натопчут на еще влажном вымытом полу. Почти все ребятишки у меня на руках выросли. Старше меня только Мансур. Разница у нас небольшая – всего год. Пока родители были на работе, я, как самая старшая из сестер, приглядывала за малышами. А мне самой Бог долго детей не давал. Мама утешала – все сбудется! Так и вышло, в 39 лет я родила малыша», — вспоминает Джамилия.
Дети выросли и разъехались. Лиля и Рома живут с родителями. Любовь и Исабек тосковали по покинувшим их отпрыскам, но теперь есть внуки и они счастливы — снова чувствуют себя молодыми. Старшей внучке 15 лет, младшему внуку — 2,5 года.
«Конечно же, у нас спрашивали, зачем нам столько детей. Пятнадцать — на десяток семей хватит! Я никогда не ставила себе цель — хочу именно троих и не больше. Разве можно измерить счастье, найти для него какую-то цифру? Есть ведь пары, которые всячески хотят завести детей, но у них не получается. А нам Бог дал 15 ребят, и мы их всех безумно любим!», — говорит Любовь.
Любовь не всегда была всесильной. 10 лет назад Исабека полностью парализовало. Случилось это внезапно, а оттого было особенно страшно.
«Думала, не справимся, руки опускались. Но неделя за неделей, месяц за месяцем мы привыкли…», — вспоминает Любовь.
А потом произошло чудо – Исабек с трудом, но смог говорить. Частично научился владеть непослушными руками и ногами. Сейчас он передвигается на костылях.
Мать-героиня бережно хранит все свои награды в специальном ящичке. Еще во времена Советского Союза ей вручали медали и ордена разных степеней. Уже после распада СССР, в суверенном Казахстане женщине вручили подвеску «Алтын алка». Такой государственной награды удостаиваются матери за воспитание семи и более детей.
К сожалению, пока это вся поддержка, которую оказало женщине сначала одно государство, а после – другое. Удивительно, но семье с пятнадцатью детьми даже не выделили отдельное жилье.
«У вас большая часть детей достигла совершеннолетия, поэтому вряд ли с квартирой что-то выйдет, — так они (чиновники) мне сказали. Когда произошло несчастье с Исабеком, мы встали в очередь еще и как семья с инвалидом. До сих пор ждем…», — рассказала Любовь.
У большой семьи много поводов, чтобы собраться. Сначала русские праздники, потом казахские, а тут и снова русские…
«Исабек всегда мечтал выстроить целую улицу в поселке, чтобы там жили наши дети, — вспоминает Любовь. С улицей не получилось, но с самым главным справились: дети всегда знают, что бы ни произошло — их дороги ведут в наш дом».
В дом, где живет Любовь.