О древних корнях праздника весны и обновления Наурыз говорится в статье «Наурыз – праздник саков!» («Наурыз – сақтардың мейрамы!», Өмірзақ АҚЖІГІТ, сайт газеты «qazaquni.kz», 20 марта 2016).
Как указывает автор, День весеннего равноденствия широко отмечался нашими древними предками и назывался «Сақая». В эти дни совершались жертвоприношения, из мяса домашнего скота готовилось праздничное угощение, а из кобыльего молока – живительный и бодрящий напиток кумыс. На степных просторах звучали народные песни, сказители увлекали многочисленных слушателей рассказами об исторических событиях, отраженных в героических эпосах. Об этом со ссылкой на таких авторитетных авторов, как Страбон и Дион Христосос, говорится в книге историка Жумажана БАЙЖУМИНА «Туран. Взгляд на историю человеческого общества» (Алматы, 2012 г.).
В современном казахском языке глагол «сақаю» означает процесс укрепления, вхождения в силу какого-либо объекта или явления. К примеру, «сақа асық», «сақа еркек», «сақа әйел». После дня весеннего равноденствия весна, несмотря на отчаянное сопротивление зимы, побеждает ее окончательно, то есть вступает в свои права.
Время не стоит на месте. В третьем тысячелетии наступает эпоха возрождения тюркской цивилизации, в том числе и казахского народа – одного из законных наследников и потомков великих саков. И настанет время, когда древнее название также возродится из исторического забытья, и этот праздник мы будем называть его исконным названием –«Сақая», — говорится в статье.