АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Дастан Ельдесов. Абылай хан, Шаханов и Наурыз

imagesВ Алматы традиционно восточный Новый год встречают с размахом – именно в этом городе впервые прошел возрожденный Наурыз в 1988 году. И в 2015 году праздник весны и обновления прошел так же ярко и многолюдно; местом празднования стал Центральный парк культуры и отдыха. Как сообщили СМИ, праздник посетили более 100 тысяч человек. Цифра спорная, но действительно было много людей, в чем мы сами убедились, посетив с семьей парк 22 марта.

                                          Встреча с Абылай ханом     

Мы приехали пораньше – в 10 часов 30 минут, чтобы не попасть в транспортный затор. Ведь к парку ведет лишь одна основная улица – улица Гоголя. С улицы Калдаякова пошли пешком – дальше дорога была перекрыта дорожными полицейскими. Перед входом в парк был установлен огромный казан – копия знаменитого Тайказана из мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави.

В парке поток людей шел к стадиону «Спартак», где были намечены основные торжества. По пути к нему расположены несколько павильонов в виде юрт с угощениями, а в двух – «актеры» в национальных костюмах и в масках стариков и старух, с которыми посетители охотно фотографировались на память. Также встретились беркутчи в национальной одежде со своими беркутами, глаза которых закрыты надетыми на голову кожаными колпачками.

 Когда мы зашли на территорию стадиона, на трибунах еще были свободные места. Стоит отметить, что трибуны небольшие, мест мало для такого большого количества людей. Ведь здесь прошла основная часть театрального шоу и концертной программы. Праздничные мероприятия были связаны с ключевой темой – 550-летием образования Казахского ханства, поэтому встречались «персонажи» в исторических костюмах: ханы, бии, батыры. За сценой нам встретился сам Абылай хан (без охраны!), беседующий с одним из известных биев.  

images (1)

Мы не стали проходить на трибуну, чтобы смотреть представления, а пошли знакомиться с юрточным городком, раскинутым сбоку от трибуны, площади и сцены. Городок состоял из многих красочно оформленных юрт, имеющих свои тематические отличия. Здесь можно увидеть ханскую, свадебную юрту, юрту музыкантов и т.д. Были юрты отдельных музеев и вузов. У входа некоторых юрт стояли девушки и юноши в красивых национальных костюмах; перед одной из них домбрист играл классические мотивы казахских мелодий на домбре, в такт которым «танцевала» игрушечная деревянная лошадка, леской связанная с пальцем играющего. Были музыканты и других национальных инструментов. Среди посетителей были и зарубежные гости.

                                    Праздник народного творчества

 Перед юртой молодоженов молодые люди исполнили свадебный обряд «беташар», был даже поднос на земле для сбора денег, где лежала пара купюр. Много юрт мастеров и ремесленников с установленными внутри и снаружи лотками с изделиями из  кожи, шерсти, металла, дерева и т.д.

Особенно впечатлили лотки с национальными сувенирами, деревянной посудой, музыкальными инструментами. Например, фигурка белого барана с надписью «НАУРЫЗ 2015» и двумя птичками на спине. Это известный мифологический образ-модель «қой үстіне бозторғай жұмыртқалаған заман» (безмятежная пора, спокойное, чуждое тревоги время; букв. «когда жаворонок гнездится на овце»).

Внутри жилищ было немало богато украшенных предметов национального убранства и обихода: сундуки, кровати, бесик, текемет, круглый стол на коротких ножках с деревянной посудой, корпе, седло, сабля, лук и т.д. В одном месте мастера декоративно-прикладного искусства показывали процесс работы: гобеленщица ткала гобелен, гончар на круге изготовлял кувшин, а ювелир на станке чеканил свое изделие.

Празднование Наурыза всегда связано с играми, скачками и соревнованиями. Рядом с юрточным городком устроили спортивные состязания, в частности борцовские, были акробаты, «великаны» на ходулях.

Немного посмотрели театральное шоу на площади стадиона, где была передана история Наурыза, показаны отдельные исторические сцены. Затем пошли смотреть, что творится за пределами стадиона. По пути к аттракционам повстречались одногорбые верблюды, украшенные красивыми накидками, кони с богатыми попонами, рядом с которыми находились джигиты-воины в шлемах.

Дети покатались на аттракционах, затем мы пообедали в летнем кафе, правда, там не было наурыз көже. Тем временем стало очень многолюдно: ведь обещали выступления звезд эстрады. К единственному (!) туалету выстроилась огромная очередь – это надо же не поставить дополнительно биотуалеты! Время было послеобеденное: мы успели многое посмотреть, впечатления были самые хорошие и мы двинулись домой. За воротами парка – море людей и несколько кварталов транспортного затора.

                                  Человек, возродивший Наурыз

 Происхождение этого праздника уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Наурыз – не мусульманский праздник. Это – праздник Нового года, день весеннего равноденствия, пробуждения весны и обновления во всем. Есть даже версия, что Наурыз зародился в степях Северного Казахстана. За годы независимости мы привыкли к этому празднику, а ведь в советское время – с 1926 года – Наурыз в Казахстане был запрещен.  

скачанные файлы

 В числе тех, кто возродил этот праздник в нашей стране, был народный писатель Казахстана Мухтар Шаханов. Вот как вспоминает сам поэт: «В начале 1988 года я написал письмо Колбину, в котором просил возродить празднование Наурыза. Мое письмо рассмотрели на бюро ЦК Компартии Казахстана, и мое предложение поддержали всего два человека. Первый – председатель Совета министров Нурсултан Назарбаев, второй – секретарь ЦК по идеологии Узбекали Джанибеков. Остальные члены бюро проголосовали против.

Колбин вызвал меня к себе и объяснил ситуацию: в связи с такими обстоятельствами мы не можем праздновать. В этот момент я ему сказал: «Декабрьские события 1986 года оставили раскол между казахской и русской нациями. Надо быть откровенным, казахский народ смотрит на Вас с испугом и подозрением, будто видит змею. Если Вы дадите возможность праздновать Наурыз, то все казахское общество будет относиться к Вам с другими чувствами и намерениями». У Колбина заблестели глаза: «Тогда будем праздновать Наурыз. Я в любом случае смогу убедить Горбачева».

Таким образом, после 62-летнего запрета впервые Наурыз отметили в Алматы, в парке имени Горького, где собралось около 100 тысяч людей. В том году Наурыз праздновали до середины сентября. Наверное, это было самое длительное празднование в нашей истории. А со следующего года Наурыз стали отмечать на государственном уровне в Узбекистане, Кыргызстане, Азербайджане, Таджикистане, Туркменистане, а также в тюркоязычных республиках России. Наурыз в переводе с персидского языка означает «нау» (новый) и «руз» (день). В эпоху глобализации этот праздник имеет непреходящее духовное значение как объединяющее начало, как общий язык не только для отдельных людей, но и для всей нации и государства» (вольный перевод – Д.Е. Мұхтар ШАХАНОВ: Наурыз – рухани күш мерекесі. akjunis.kz, 05.03.2014).

                                                                                        Дастан ЕЛЬДЕСОВ