Казахский календарь построен на основе системы летоисчисления древней тюркской цивилизации. До наших дней с древнейших времен дошли обозначения, космогонические понятия, цикличность временных интервалов, которые вобрали в себя особенности экзистенционального опыта номадов, тесно связанного с Пространством, Временем, Космосом, окружающей средой.
На сайте «Қазақстан -Zaman » в материале «О правилах системы казахского летоисчисления» (Мұратбай ҰЛЫҚПАН «Жыл қайырудан жаңылыспайық», 17 марта 2016г.) говорится, что многие современные казахи не знают, как правильно высчитать год своего рождения в зодиакальном круге. Дело в том, что в соответствии с советской традицией летоисчисления многие полагают, что зодиакальный цикл заканчивается 31 декабря и, соответственно, не могут правильно определить год своего рождения.
К примеру, прошедший 2015 год по казахскому календарю – это қой жылы (год овцы). Но так как годовой цикл в казахском календаре начинается со Дня весеннего равноденствия – 22 марта, то следующий после «қой жылы» год, который называется «мешін жылы», начинается не с 1 января 2016 года, а с 22 марта. Таким образом, правильным будет считать, что дети, рожденные в период с 31 декабря 2015 года по 21 марта 2016 года родились в «қой жылы», а не в «мешін жылы».
Автор советует тем, кто хочет правильно определить зодиакальный год своего рождения, использовать следующую методику исчисления. Необходимо год своего рождения разделить на число «12». Если число делится без остатка, то этот год будет соответствовать «мешін жылы», если остаток равен «1» – «тауық», 2 – «ит», 3 –«доңыз», 4 – «тышқан», 5 – «сиыр», 6 –«барыс», 7 – «қоян», 8 –«ұлу», 9 –«жылан», 10 – «жылқы», 11 –«қой».
Круг 12-тилетнего зодиакального цикла называется «мүшел». В современном летоисчислении отмечаются юбилейные даты – 50, 60, 70, 80, 90, 100… А по древним правилам казахского летоисчисления значимыми для человека считаются даты «мүшел жылы» (нечетные числа с прибавлением 12 лет. Начинается с первого «мүшел», тождественного 13 годам (9 месяцев и 9 дней в чреве матери, которые приравниваются к одному году плюс 12 лет), затем 25, 37, 49, 61, 73, 85 ,97…
В материале приводится краткий обзор знаков зодиакального цикла с характеризующими их событиями, связанными с историей казахского народа.
«Тышқан жылы» (год мыши –…1900,1912,1924, 1936, 1948, 1960, 1972, 1984, 1996, 2008, 2020…) – казахи считают, что «тышқан жылы» приносит благополучие, согласие, спокойствие. Как видно из истории, в эти годы не было войн, голода, серьезных трудностей, в основном это были благополучные годы. Из исторических личностей в «тышқан жылы» (1684) родился Қанжығалы Бөгенбай батыр.
«Сиыр жылы» (год коровы – …1901, 1913, 1925, 1937, 1949, 1961, 1973, 1985, 1997, 2009, 2021…). В эти годы обычно бывает неспокойно, много трудностей, распрей.
«Барыс жылы» ( год барса – …1902, 1914, 1926, 1938, 1950,1962, 1974, 1986, 1998, 2010, 2022…). В год под этим знаком обычно бывает много как хорошего, так и различных трудностей. В год барса (570) родился благословенный пророк Мұхаммед. В 1890 году (барыс жылы) родился казахский политический и общественный деятель Мұстафа Шоқай. В «барыс жылы» (1986) произошли известные декабрьские события – Желтоқсан.
«Қоян жылы» (год кролика – …1903, 1915, 1927, 1939, 1951, 1963, 1975, 1987, 1999, 2011, 2023…) . В эти годы казахский народ испытал джуты, голод, трагедии. Так, в 1867-68 годы повсеместно был джут (жалпақ қоян жұты), в 1879-80 годы – большой джут (үлкен қоян жұты), в 1891-92 годы – малый джут (кіші қоян жұты). В 1915-16 годы – еще один повальный джут, когда погибали и люди, и скот в большом количестве (тақыр қоян жұты). В 1962-63 годы – по приказу Хрущева в СССР уничтожали домашний скот. В 1723 году произошло Великое бедствие – нашествие джунгар. Из исторических личностей в «қоян жылы» (1711 год) родился Абылай хан.
«Ұлу жылы» (год улитки – …1904, 1916, 1928, 1940, 1952, 1964, 1976, 1988, 2000, 2012, 2024…). Улитка связана с водой, поэтому в народе эти годы считаются урожайными, без засухи. Но иногда случались и трудности.
«Жылан жылы» (год змеи — ..1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1965, 1977, 1989, 2001, 2013, 2025…). «Жылан жылы – жылыс болды», – так характеризуется год змеи в памяти казахов. Жылыс (устаревш.) – босқын (беженец). В 1221 году Шынгысхан взял штурмом город Отырар. В1928-29 годы – в Казахстане проводилось раскулачивание с конфискацией имущества и высылкой в Сибирь . В 1941 году началась война с фашистской Германией. В 1917 году произошла Октябрьская революция. Из исторических личностей в жылан жылы родился Абай Кұнанбаев (1845-1904).
«Жылқы жылы» (год лошади – …1906, 1918, 1930, 1942, 1954, 1966, 1978, 1990, 2002, 2014, 2026…). «Жылқы жылы» обычно бывают без особых трудностей и народных трагедий. Из исторических личностей в «жылқы жылы» родились Қаракерей Қабанбай батыр (1690), святой Бекет-ата Мырзақұлұлы (1750), великий ақын Жамбыл Жабаев (1846).
«Қой жылы» (год овцы – …1907, 1919,1931, 1943, 1955, 1967, 1979, 1991, 2003, 2015, 2027…). У казахов «қой жылы» считается хорошим годом. В «қой жылы» (1991) Казахстан обрел Независимость . Можно сказать, что предыдущие 2003 и 2015 особых волнений для народа не принесли. Правда, в 2015 случился обвал тенге, но это было обусловлено общемировой финансовой тенденцией и глобальными геполитическими процессами. Страна спокойно преодолевает последствия падения тенге, социальные и государственные программы выполняются. Из исторических личностей в «қой жылы» родился Ахмет Байтұрсынов (1873).
«Мешін жылы» (год обезьяны – …1908, 1920, 1932,1944, 1956, 1968, 1980, 1992, 2004, 2016, 2028…) По казахским поверьям, «мешін жылы» считается трудным для народа. В эти годы случаются неурядицы, испытания, неурожаи и другие негативные события. Так, в 1920 году (тас мешін жылы) в казахской степи был падеж большого поголовья скота, что привело к голоду 1920-22 годов. А в 1930-33 годы случился большой голодомор, искусственно созданный Советской властью. В «мешін жылы» (1680) на ханский престол сел Тәуке хан (1626-1718), известный в истории как «Әз Тәуке» (Мудрый Тауке), автор свода законов «Жеті Жарғы».
«Тауық жылы» (год курицы – …1909, 1921, 1933, 1945, 1957, 1969, 1981,1993, 2005, 2017, 2029….). У казахов «тауық жылы» считается одним из тяжелых для народа годов. Так, в «тауық жылдары» ( в 1920-21, 1930-33 годы) были голодоморы, джуты, в «тауық жылы» (1968-69) – была засуха. Из исторических личностей в «тауық жылы» родились Әл-Фараби (870-950), Міржақып Дұлатов (1885-1935), Мұхтар Әуэзов (1897-1961).
«Ит жылы» (год собаки – …1910, 1922, 1934, 1946, 1958, 1970, 1982, 1994, 2006, 2018, 2030…). После тяжелых «мешін жылы» и «тауық жылы» «ит жылы» приносит облегчение. К примеру, в 1934 году закончились годы великого Голодомора, «ит жылы» (1946) стал первым мирным, послевоенным годом. Из исторических личностей в «ит жылы» родился знаменитый казахский советский ученый Қаныш Сәтбаев (1899-1964).
«Доңыз жылы» (год кабана -… 1911, 1923, 1935, 1947, 1959, 1971, 1983, 1995, 2007, 2019, 2031…). Последний год 12-летнего цикла (мүшел). В некоторых регионах Казахии и тюркоязычных странах этот год называют также «қара киік жылы» (год черного сайгака). В народе говорят, что в «Доңыз жылы бәле-жала көп болады» (в год кабана бывает неспокойно). Хотя для казахов он часто бывает хорошим, благополучным. К примеру, казахи одержали крупную победу над джунгарами в 1729 году («доңыз жылы»).
Остается добавить, что каждый 12-летний цикл (мүшел) по-казахски называется «жыл қайыру. «Мүшел» (мушель, цикл) лежит в основе казахского летоисчисления, которое имеет корни в древности. Мушель начинается с «тышқан жылы», затем идут «сиыр», «барыс», «қоян», «ұлу», «жылан», «жылқы», «қой», «мешін», «тауық», «ит», «доңыз». По народному поверью, человек имеет черты характера, поведения, свойственнные животному его зодиакального знака. Также и годы каждого знака.
Существует несколько легенд о том, почему тышқан (мышь) стала первым знаком зодиака (жыл басы), а верблюд вообше не вошел в зодиакальный круг. Вот одна из них. Животные стали спорить об очередности, и мышь предложила: «Кто завтра первым встанет и увидит восход солнца, тот возглавит Зодиак и станет «жыл басы», за ним пойдет очередность других, увидевших Солнце. Все согласились. Мышь умудрилась перехитрить всех: она взобралась на голову верблюда и первая увидела, как восходит Солнце. После нее остальные животные заняли очередность из 11 мест. А верблюд, понадеявшись на свой рост, был уверен, что он первым увидит Солнце и не торопился, поэтому лишился места в круге. Но и ему не пришлось сожалеть. Каждый из этих 12 животных выбрали себе часть тела верблюда, с которой у него есть схожесть. Так, мышка похожа на ухо верблюда, копыта коровы на его копыта, грудь барса на его грудь, губы кролика (зайца) на его губы, змея длинная, как его шея, длинные волосы с нижней стороны шеи и на ногах выше колен верблюда – на гриву коня, спинной хребет как у овцы, тазовый пояс как у обезьяны, бедренные кости как у собаки, челка похожа на гребешок курицы, хвост – на хвостик кабана.
Казахский религиозный и общественный деятель, писатель Халифа Алтай (1917-2003) приводит народную считалку, в которой, чтобы не сбиться в очередности знаков, первая буква каждого слова означает первую букву названия каждого животного из мушеля:
Түйе Сеніп Бойына,
Қалған Ұмыт Жылдардан.
Жатпа Қарап, Мойыма,
Тайма Именіп Ділмардан. –
То есть Түйе – Тышқан, Сеніп – Сиыр, Бойына – Барыс, Қалған – Қой и т.д.
Существует точка зрения, что эта древнетюркская система летоисчисления составлена на основе китайской. Однако французский китаевед Эдуард Шаванн в своей книге «Календарь тюрков» высказывает мнение, что китайцы заимствовали его у древних тюрков. Противники Шаванна приводят в качестве аргумента то, что на исконных тюркских территориях не было обезьян. Контраргумент Шаванна – в первом веке до н.э. было тюркское государство на территории современной Индии. (см. М.Аджи кн. «Тюрки и мир»: «…Весть о всесильном Тенгри, который помогает людям, птицей летела по свету. Примерно две с половиной или три тысячи лет назад достигла она Индостана, открылись индийские страницы истории тюрков, волна переселения народов коснулась севера этой экзотической страны…По самым грубым подсчетам родословная каждого пятого индийца или пакистанца начинается с тюркских корней. Это сотни миллионов человек… Не молчат и топонимы на карте. Не молчат! Например, Индостан. Откуда слово? Не роднится ли оно с Татарстаном, Казахстаном, Дагестаном? Стан по-тюркски «страна», «место обитания». Еще один пример тюркской топонимики на Индостане – река Сарайя, на которой стоит столица Солнечной династии , бывшей во главе государства Кошала (др.-тюрк. «кош ал» — присоединяй и покоряй… Родословные аристократических родов – махараджей Удайпура, Джодхапура, Джайпура начинаются далеко от Индии – на Алтае и не составляют тайны. Предков этих людей называют саками, гуннами, тюрками. Все это написано в учебниках Индии…»).
Есть также аргумент о том, что для символики китайской цивилизации характерны знаки «ұлу» ( «лун-дракон»). Контраргумент: в системе летоисчисления, приведенной выдающимся тюркским филологом и лексикографом Махмудом Кашгари (1029-1101), дается не «дракон», а»нек» («крокодил») – в Индостане и прилегающих странах (Пакистан) обитают три вида крокодилов – болотный, гавиал и гребнистый).
Историческая хронология у казахов не подвергается искажению, так как даты зафиксированы в знаках. Так, к примеру, за последние 144 года каждый «қоян жылы» имеет свою характеристику. Или «қой жылы»: предпоследний (12 лет назад) назывался «қоңыр қой жылы», до него (24 года назад) назывался «қара қой жылы», до него «семіз қой жылы» и т.д.
Таким образом, исследования китаеведа Шаванна, профессоров-тюркологов Акишева, Мурзаева, исследователей истории саков Руденко, Киселева, писателя-тюрколога Аджи и ряда других ученых, в том числе и западных, подтверждают древность системы тюркского летоисчисления. Она является одной из важнейших составных частей тюркской цивилизации, так как отражает мировозренческие устои тюркского мира.