69-й Каннский кинофестиваль (11–22 мая) объявил официальную программу. Президент фестиваля Пьер Лескюр и художественный руководитель Тьерри Фремо назвали 49 фильмов, вошедшие в основной конкурс, второй конкурс «Особый взгляд» и внеконкурсные показы. Россию представляет новая картина Кирилла Серебренникова «Ученик».
Отборщиков крупнейшего в мире кинофестиваля год за годом критикуют за предсказуемость выбора и верность одним и тем же режиссерам. Сложно заранее оценивать программу, но заочно она интригует и производит впечатление одной из самых интересных за последние годы.
Конкурс насчитывает двадцать картин. Среди них три сняты обладателями «Золотой пальмовой ветви»: «Неизвестная девушка», десятый фильм братьев Жан-Пьера и Люка Дарденн, «Я, Дэниел Блейк» британского классика Кена Лоуча и «Выпускной экзамен» Кристиана Мунджу, одного из лидеров «румынской новой волны». Последнему составит конкуренцию Кристи Пую, автор «Смерти господина Лазареску» и «Авроры», ранее до участия в конкурсе не допускавшийся. Еще один режиссер, не нуждающийся в представлении, – Педро Альмодовар, чья двадцатая картина «Хульета» основана на рассказах лауреата Нобелевской премии по литературе Элис Манро из сборника «Беглянка» (2004).
Одна из самых долгожданных премьер фестиваля – «Она» Пауля Верхувена с Изабель Юппер в главной роли, первая полнометражная картина мастера жанрового кино за десятилетие. До этого он был в Канне лишь однажды – с «Основным инстинктом» (1992). За жанровое кино отвечает и Николас Виндинг Рефн, чьего «Неонового демона» Тьерри Фремо назвал каннибальским фильмом ужасов. Предыдущую работу Рефна «Только Бог простит» на Круазетт несправедливо освистали, от чего она ничуть не стала хуже. Наконец, Джим Джармуш приедет в Канн сразу с двумя лентами: игровым «Патерсоном» (конкурс) и посвященной группе The Stooges документалкой Gimme Danger (полуночный показ). Неожиданностью не стало и появление в конкурсе очередного фильма 27-летнего канадца Ксавье Долана. Он называется «Это всего лишь конец света», основан на одноименной пьесе Жан-Люка Лагарса и разыгран именитыми французскими актерами, среди которых Марион Котийяр, Венсан Кассель и Натали Бай.
Именно состав французских участников прошлогоднего конкурса вызвал шквал острой критики. На этот раз выбор «домашних» картин выглядит гораздо интереснее. Французов в конкурсе четверо: неожиданно переключившийся с мрачнейших философских притч на эксцентричные комедии Брюно Дюмон, Ален Гироди, чей «Незнакомец у озера» стал одним из самых обсуждаемых фильмов последнего времени, каннский завсегдатай Оливье Ассаяс и регулярно оказывающаяся по ту сторону камеры актриса Николь Гарсия.
Но, пожалуй, главный французский подарок, заветная синефильская мечта – «Лентяй» Поля Веккиали, премьера которого состоится вне конкурса. 85-летний «тайный классик», снявший лучшие из фильмов семидесятых годов, последнее десятилетие перешел на практически партизанский способ работы – минимальные бюджеты, съемки в собственном доме, абсолютная независимость. Этот цикл картин он назвал «антидогмой». Первый фильм этой серии «На вас вся надежда» был показан на Круазетт в 2004 году в «Двухнедельнике режиссеров», и сам Жан-Люк Годар отправил всю свою съемочную группу на сеанс. Теперь Веккиали возвращается с фильмом, который он называет своей самой личной работой. Ему удалось собрать невероятных актрис: в кадре появятся Катрин Денев, Франсуаза Лебрюн («Мамочка и шлюха» Жана Эсташа), Эдит Скоб («Глаза без лица» Жоржа Франжю), 87-летняя Анни Корди, баронесса, звезда картин Саша Гитри, Рене Клемана и Клода Шаброля, и Франсуаза Арнуль, дива кинематографа 50-х, игравшая у Жана Кокто и Жана Ренуара. Иными словами, вся история французского кино оказалась сконцентрирована в «Лентяе», который может стать современной версией лучшего фильма Веккиали «Женщины, женщины».
Вне конкурса же оказалась запрятана и другая синефильская драгоценность, которая, скорее всего, станет самым экспериментальным фильмом фестиваля, – «Смерть Людовика XIV» Альберта Серры, грезившего в своей прошлой картине о встрече Казановы и графа Дракулы. В роли Людовика XIV – сравнительно редко снимающийся сегодня Жан-Пьер Лео. Если же вернуться к конкурсу, то не может не вызывать воодушевление появление в нем совершенно новых для Каннского фестиваля имен. Это Марен Аде, один из ключевых режиссеров «берлинской школы», и бразильский критик Клебер Мендонса Филью, чей дебют «Соседние звуки» (2012) стал одним из самых запоминающихся открытий Роттердамского фестиваля за последние годы. Если в прошлом году главной гордостью конкурса были азиатские режиссеры, то теперь этот регион представлен достаточно скромно – новыми работами Пак Чхан Ука (автора «Олдбоя») и филиппинского эпигона Брильянте Мендосы.
Под новые имена зарезервирована вторая конкурсная программа «Особый взгляд». Из объявленных семнадцати фильмов – семь являются дебютами. Из них самым необычным может стать «Красная черепаха» – голландская анимация по сценарию Паскаль Ферран, художественным продюсером которой стал японский гений Исао Такахата, основавший вместе с Хаяо Миядзаки студию Ghibli. «Красная черепаха» – первое совместное производство Ghibli с европейцами. Еще один японец в «Особом взгляде» – вечный гуманист Хирокацу Корэ-Эда, хорошо знакомый каннской публике. В этой же программе – «Ученик» Кирилла Серебренникова, поставленный по одноименной пьесе Мариуса фон Майенбурга – немецкого драматурга, работающего вместе с Томасом Остермайером. Серебренников ранее перенес в «Гоголь-центре» эту пьесу в спектакль «(М)ученик», из которого в фильм перешли многие из актеров. Злободневное кино о религиозной нетерпимости будет достойно выглядеть в Канне, откуда Серебренников отправится на главный театральный фестиваль мира – в Авиньоне – со спектаклем «Мертвые души».
Пройдет на фестивале и несколько мейнстримных премьер совершенно зрительских картин. Канн откроется новым фильмом Вуди Аллена «Кафе Society» (в России ему почему-то присвоили название «Красивые люди»), а вне конкурса покажут бадди-муви Шейна Блэка «Хорошие ребята» (его «Поцелую навылет» тоже демонстрировался здесь одиннадцать лет назад), триллер Джоди Фостер с Джорджем Клуни и Джулией Робертс «Финансовый монстр» и «БДВ, или Большой и Добрый Великан» Стивена Спилберга – экранизацию одноименной сказки Роальда Даля.
Жюри возглавляет австралиец Джордж Миллер, триумфально вернувшийся в прошлом году с новой частью «Безумного Макса». Тех, кто с ним будет судить программу, объявят только на следующей неделе. Наконец, Тьерри Фремо оставляет за собой право добавить несколько картин и в главные программы. В прошлом году так в последний момент на фестивале оказались одни из самых обсуждаемых картин – «Кладбище великолепия» Апичатпонга Веерасетакула и «Любовь» Гаспара Ноэ. Впереди и анонс неофициальных программ – «Двухнедельника режиссеров», «Недели критики» и ACID, где регулярно оказываются сюрпризы.
http://www.svoboda.org/archive/radio-svoboda-news/latest/16564/16564.html?id=27675404