Маленькая проблема: Россия продолжает отмечать День Победы не 8-го, а 9 мая, исполняя четко выраженную волю Иосифа Сталина – волю, нацеленную на символическое, но действенное противопоставление России остальному миру. Противопоставление, нужное, чтобы обозначить врага. Это маленькая проблема между тем легко разрешается. Никто не накажет человека, который не выйдет 9 мая на проспект, размахивая портретом дедушки или бабушки.
Кстати, заметим, что размахивают портретами в основном мужчин, хотя и женщины воевали. Моя тетя Гита Гольдберг, командир взвода разведки, тому пример, Царство ей Небесное. Так ведь женское равноправие – это вражеская придумка, сегодня мы женщин в равные принимаем, завтра геев, послезавтра трансвеститов… Зло надо давить в зародыше!
Накажут ли приходского священника Русской православной церкви Московского патриархата, который не станет вешать агитационные материалы по теме «День Победы»? Накажут почти наверняка. А если он 8 мая, а не 9 мая (или не только 9 мая) отслужит панихиду, да не по «воинам», а по «всем»? Вряд ли. Особенно если панихиду закажут сразу все прихожане.
Маленькая проблема даже и та, что Россия встречает 9 мая в состоянии войны сразу на двух фронтах, в Украине и в Сирии. А большая проблема, что в Сирии отнюдь не только российские солдатики.
Да, Западный мир, Свободный мир, Первый мир намного цивилизованнее относится к памяти о войне с Гитлером, не гордится победой, а скорбит о жертвах победы, не демонстрирует оружия, а демонстрирует печаль и примирение. Это Свободный мир, а не «Победивший мир», и уж тем более не «Американский мир», не «Британский мир», в отличие от «Русского мира».
Большая же проблема в том, что эта свобода неполная, это свобода-для себя, а не свобода-для-всех. А человечеству нужна, перефразируя Окуджаву, «одна свобода, одна на всех, мы за ценой не постоим».
Свободу-для-себя можно купить войной, убийством врагов, разгромом другого. Но свободу-для-всех можно купить лишь миром.
Свободу-для-себя, даже если это будет свобода для девяти десятых человечества, только и можно купить насилием, ограничением гражданских свобод и прав – как своих граждан, так и граждан враждебных стран. Но свободу-для-всех можно купить лишь свободой же, лишь расширением свободы – и для своих граждан, и для всего мира.
Свобода-для-себя, свобода частичная, избирательная всегда на время. Именно потому, что такая свобода вызывает зависть у тех, кто не в ней, свобода-для-себя вынуждена постоянно быть готовой к войне. А раз готова, то и воюет. Пуля дырочку найдет, как сказал тот же великий Окуджава. И сегодня Свободный мир, увы, воюет, и вопрос не в том, справедливые это войны или нет, а в том, что свобода, которая воюет, – это полусвобода. «Свобода должна уметь себя защитить» – это девиз несвободных людей, которые умеют защищаться, лишь нападая и убивая, лишь отрицая свободу. Девиз генералов, гэбэшников, диктаторов.
В день победы ли, в день памяти ли, в день скорби ли, 8 мая ли, 9 мая ли, и в любое другое мая, июня, апреля, до 29 февраля включительно, одно должно быть идеалом, одно должно быть задачей, которую надо задать себе и которой надо заразить других – строить свободу-для-всех, строить, а не завоевывать. Потому что какой смысл победить глобальное потепление и погибнуть в локальной войне? Про мировую даже и думать не хочется, но надо заставлять себя думать об этом, чтобы пересмотреть всю жизнь, все привычки, все идеи, и сделать свободу-для-всех ценностью высшей. А мир и процветание приложатся? А вы думаете, от свободы будет лишь война и нищета? Ой, вы не в кадетской школе учились? Ах, просто в советской?… Охо-хо… Ну, за свободу, за свободу-для-всех, и чтобы никто не ушел обиженным!
Яков Кротов – историк и священник, автор и ведущийпрограммы Радио Свобода «С христианской точки зрения»
Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции
Метки: вторая мировая война,Русский мир,День Прбеды