Акимат Алматинской области делает ставку на развитие внутреннего и въездного туризма.
В последние годы значительно вырос туристический потенциал Жетысу – одного из самых живописных регионов республики. Об этом шла речь на Международной выставке KITF-2016 «Туризм и путешествия», прошедшей на днях в Казахстанском центре делового сотрудничества «Атакент» в Алматы. Экспозиция собрала представителей 300 компаний из 31 государства, ее посетили главы дипломатических ведомств Турции, Южной Кореи, Грузии, Малайзии, Китая и других стран.
В рамках выставки акимат Алматинской области организовал деловой форум «Workshop-Zhetysu Travel-2016». Он прошел в формате двусторонних встреч B2B, в ходе которых руководство национальных природных парков, пансионатов и санаториев Жетысу заключило ряд договоров о сотрудничестве с турфирмами.
Как сообщил заместитель акима Алматинской области Серик Турдалиев, в прошлом году в регионе введено 26 новых объектов инфраструктуры с привлечением частных инвестиций на сумму около 7 млрд тенге. Реализуется отраслевой мастер-план, строятся четырех- и пятизвездочные гостиничные комплексы на побережье Алаколя. Прошлым летом на целебном озере отдохнули около 120 тыс. человек, нынче прогнозируется увеличение числа туристов до 300 тысяч. Кроме того, разработано 119 маршрутов по красивейшим местам Семиречья, включающие экологический, этнографический, орнитологический и санаторно-оздоровительный виды туризма. Всего насчитывается 563 туробъекта, и они нуждаются в хорошей рекламе. Отныне эту работу областной акимат будет вести совместно с турагентствами из Алматы. Цель – создать на базе алматинской агломерации новый кластер туризма.
По оценкам представителей турфирм, сейчас наблюдается заметный спад в сегменте выездного туризма. Казахстанцы стали реже ездить на отдых за рубеж. Одна из причин – удорожание доллара и евро и, соответственно, цен на отдых на заграничных курортах. Кроме того, растет геополитическая нестабильность во всем мире, путешествовать становится небезопасным. В этих условиях туроператоры ищут новые направления деятельности, в том числе в сегментах внутреннего и въездного туризма.
Так, согласно опросу, проведенному среди участников выставки KITF-2016, 58% экспертов считают внутренний туризм Казахстана одним из самых многообещающих направлений. По словам директора компании Sabre Travel Network Central Asia Павла Спицына, те, кто не едет отдыхать за границу, ищут и находят варианты внутри страны. Улучшается инфраструктура туристических объектов, выделяются немалые деньги на развитие туризма. Все эти меры приведут к росту конкуренции в регионах и усилению борьбы за каждого туриста.
Туристский потенциал Алматинской области был представлен на расширенном стенде, где свои возможности демонстрировали 5 национальных парков («Алтын-Эмель», «Иле-Алатау», «Жонгар-Алатау», «Чарын», «Кольсайские озера»), спортивно-оздоровительные комплексы «Ак-Булак», «Табаган», дома отдыха «Бриз» и «Аквамарин» (озеро Алаколь), «Маралсай» (Талгарский район), эко-кемпинг «Тау-Булак», игорный бизнес (казино «Роял-Плаза» в Капшагае), отели «Виктория», «Номад-land». В рамках выставки прошли семинары «Экологические тропы национальных парков Алматинской области», «Алаколь – целебная сила пестрого озера», «Капшагай – город туризма и игорного бизнеса». Кроме того, состоялся конкурс короткометражных фильмов о туризме в Жетысу, презентована система туристской навигации области и информационный тур «Удивительный край семи рек Жетысу».
По информации руководителя областного управления туризма Жанар Алчимбаевой, в ближайших планах — строительство современных автодорог на озеро Алаколь и территорию природных национальных парков. За один день путешествия по области, без больших затрат времени и сил, можно пересечь практически все ландшафтные зоны: от пустыни до вечных снегов, увидеть богатую флору и фауну. Именно своими благодатными природными особенностями древняя земля казахов влекла к себе торговые караваны. Сегодня на основе строящейся автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай» планируется возрождение исторического Шелкового пути.
Изюминка ЭКСПО — road—hotel
Как прогнозируют специалисты туристической отрасли, небывалый рост въездного туризма ожидается в следующем году, во время проведения Всемирной выставки «ЭКСПО-2017» в Астане. За три месяца выставку посетят свыше 2 млн. человек, из которых 300 тыс. — иностранцы. Основной поток туристов прибудет из России, Китая и Индии.
Так, по словам председателя Комитета туристической отрасли Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Розы Асанбаевой, сегодня потенциал въездного туризма Казахстана составляет 40 млн. человек. Таковы оценки зарубежных экспертов. Сейчас формируется портфолио перспективных туристических маршрутов. Иностранным посетителям ЭКСПО предложат экскурсии в Боровое, на космодром «Байконур», в самые живописные места Алматинской области, Восточного, Южного Казахстана и других регионов.
Для размещения гостей планируется использовать не только гостиницы, но и кампусы, студенческие общежития, кемпинги, этноаулы, хостелы. Дешевый вариант проживания также послужит стимулом для привлечения большего числа туристов. Еще одной изюминкой станет запуск поезда-гостиницы или road-hotel, курсирующего из Астаны в другие регионы страны. Предполагается, что отель на колесах позволит совмещать отдых и путешествие в комфортных условиях с душевыми, телевидением, Интернетом, конференц-залом. Причем воспользоваться новшеством смогут люди любого уровня доходов, выбрав соответствующую категорию вагонов.
К слову, в октябре прошлого года были подписаны меморандумы о сотрудничестве между АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» и акиматом Алматинской области, а также руководством государственных национальных природных парков «Кольсайские озера», «Алтын Эмель», «Чарын», «Иле-Алатау». Соглашениями предусмотрен ряд мероприятий по развитию туристической сферы Жетысу: строительству гостиниц, реконструкции автодорог, организации придорожного сервиса. Задача местных властей – решить вопросы благоустройства территорий, строительства инженерных сетей, комфортной доставки отдыхающих на санаторно-курортные зоны. В свою очередь, предприниматели должны улучшить сервис, чему будет способствовать рост конкуренции на туристическом рынке.
Словом, появился хороший шанс сделать отрасль путешествий высокодоходной и привлекательной для инвестиций, и, что немаловажно, увеличить число иностранных туристов, доля которых в общей массе составляет пока менее 1%.