[:ru]
Еще недавно Пола Манафорта можно было встретить в Киеве или Донецке. Американский политтехнолог тесно сотрудничал с двумя самыми могущественными фигурами в “донецком” клане: бизнесменом Ринатом Ахметовым и политиком Виктором Януковичем. Появление Манафорта в роли их консультанта стало прямым результатом Майдана 2004 года. Лидеры Партии регионов убедились, что образ, который воспринимался с пониманием и симпатией во все еще советском Донецке, в Киеве и других украинских центрах отпугивает многих потенциальных избирателей. Манафорт действительно совершил чудо. В 2004 году Януковича воспринимали как политическую “крышу” криминального клана, лоббиста интересов Ахметова и других заправил регионального бизнеса. За Януковича не голосовали не только потому, что он отстаивал ценности, неприемлемые для большинства жителей центральных и западных областей Украины. Его просто боялись. И вышли на Майдан защищать победу Виктора Ющенко во многом из-за этого страха.
В 2010 году Янукович – уже добропорядочный политик, серьезный хозяйственник, профессионал, который может преодолеть последствия экономического краха. А Ринат Ахметов – один из ведущих предпринимателей страны, создатель фонда, щедро спонсирующего общественные инициативы, и владелец популярной футбольной команды. Нет, лозунги и ценности Януковича и его партии не изменились, они все так же чужды избирателям западных и центральных областей Украины. Но Манафорт сделал самое главное: он убрал страх.
За дуэлью Виктора Януковича и Юлии Тимошенко страна наблюдала с равнодушием, создавалось впечатление: кто бы из них ни победил на выборах, суть Украины как демократического государства со сменяемостью властей не изменится. После объявления о победе Януковича Тимошенко не могла мечтать даже не о Майдане, но о сочувствии общества к инициированному ею судебному процессу относительно легитимности победы нового главы государства – хотя сейчас, по мере появления новой информации о влиянии Януковича на институции власти становится ясно, что подозрения Тимошенко были отнюдь не беспочвенными. Но этот процесс воспринимался скорее как цирковое представление, а после его окончания главный юрист Тимошенко Андрей Портнов перешел на работу в администрацию Януковича и выстроил правовую систему страны под нового босса.
Оказывается, что Манафорт, который смог изменить образ Януковича, не изменил самого Януковича. Янукович остался тем же, кем и был – жестким авторитарным лидером, озабоченным исключительно консолидацией власти и финансовых потоков. Усыпленный народный страх вновь проснулся, он усиливался с каждым судебным процессом над оппонентами Януковича, с каждым новым неловким движением президента во внешней политике, с каждым новым донецким “смотрящим” в регионах. И в конце концов выплеснулся на улицы в конце 2013 года, чтобы смести Януковича и выстроенную им вертикаль буквально за несколько непростых месяцев. Но это уже не вина Манафорта. Манафорт, как и любой политтехнолог, работал с образами, а не с сутью и интересом.
Сейчас у Манафорта куда более впечатляющая задача – кандидат на пост президента, который внушает своим оппонентам не меньший страх, чем Янукович. Для огранки образа Януковича Манафорту понадобилось несколько лет. Для того чтобы перестали бояться Трампа, этот путь нужно пройти за несколько месяцев. Но Трамп воспитывался не на улицах и в тюрьмах Донбасса, за его спиной нет никакого Рината Ахметова. Трамп – сам себе Янукович и Ахметов. Он сам может многому научить Манафорта. Так что этот клиент куда проще и понятнее. На Януковича Манафорт смотрел как на диковинное животное. С Трампом он – во всех отношениях – говорит на одном языке.
Но при этом неизменным остается самое главное: Манафорт работает с образами. Он не может изменить суть.
Виталий Портников – киевский журналист, автор и ведущий программы Радио Свобода «Дороги к свободе»
http://www.svoboda.org/content/article/27879944.html
[:]