[:ru]
Работа киевской художницы Дарьи Марченко «Лицо войны» – портрет Путина, созданный из 5000 гильз, собранных на полях боев Донбасса, стал самым знаменитым произведением искусства, отражающим конфликт на востоке Украины. «Лицо войны» было завершено летом 2015 года, и затем, больше года, Марченко работала над продолжением цикла «Пять первоэлементов войны, или Эволюция диктата». Ей помогал художник и участник АТО Даниэль Грин: он и его товарищи собирали материал для этого цикла.
Даниэль Грин привез с фронта осколки «Градов», гильзы от пушек, крупнокалиберных пулеметов, танковых орудий. «Я был в Песках, рядом с донецким аэропортом, в Широкино и близлежащих районах во время боев, – рассказывает Даниэль. – Был на передовой, привозил туда гуманитарную помощь для бойцов, потому что наше правительство было не в состоянии полностью удовлетворить нужды военных, давали только оружие и боеприпасы, а бронежилеты, каски, камуфляж, еду и многое другое привозили волонтеры».
После успеха «Лица войны» сбор боеприпасов для других работ Дарьи Марченко не вызывал никаких вопросов. «Первая картина открыла множество возможностей. Когда мы говорили, для чего это, делились нашими концептами, люди с энтузиазмом относились. Мы им очень благодарны. Когда Даниэль предупреждал о том, что будет ехать машина и нужно взять пару ящиков, люди помогали все это собирать», – рассказывает художница.
Они в нас оружием, а мы в них искусством
В основном, это боеприпасы советского и российского производства, собранные на украинских позициях, подвергавшихся обстрелам. «Шли постоянные вялотекущие перестрелки. Когда стреляли, мы прятались в укрытия, а потом собирали то, что к нам прилетело», – рассказывает Даниэль. «Они в нас оружием, а мы в них искусством», – смеется Дарья.
Серию монументальных работ из металла тяжело перевозить, весь цикл весит около тонны. Дарья Марченко благодарна американскому бизнесмену и меценату Рэймонду Стэйплсу, который помог художникам: благодаря его инициативе выставка будет вскоре организована в нескольких городах США, и ее будут сопровождать лекции в Гарварде, Йеле, Стэнфорде и других американских университетах.
Первый из пяти элементов – скульптура «Мозг войны», граната больше метра в высоту и около 70 сантиметров в ширину. В каждом из секторов гранаты спрятан объектив видео- или фотокамеры.
Ненависть, которую порождают российские СМИ, потом взрывается
«Скульптура похожа на многоглазое чудовище, которое смотрит на вас объективами, готовое взорваться. Это аллегория, идея в том, что вся та ненависть, которую порождают российские СМИ, потом взрывается. Это очень опасно, когда разжигается вражда. На фронте нам командир говорил: ребята, не смотрите телевизор. Через неделю просмотра российских каналов ловишь себя на мысли, что ты веришь в ту чушь, которую они говорят», – объясняет Даниэль.
«Мне нравится смысловая дуальность этой работы, – добавляет Дарья. – С одной стороны, эти глаза, эти камеры смотрят на тебя и являются частью системы. От этого становится даже немножко страшно, когда находишься с этой вещью рядом, такой эффект присутствия есть. Но с другой стороны, не стоит рассматривать объектив как часть общей системы, часть механизма. Нужно понимать, что за каждым объективом есть чей-то глаз, чье-то лицо, чье-то сердце, но самое главное – чей-то мозг. Поэтому эта работа призывает человека, который стоит возле камеры, находится возле микрофона, сделать выбор: либо быть безмолвной частью системы, выполнять функции, необходимые диктату, либо не отказываться от собственного мозга. Это креативное зерно, которое всегда боролось с системой, и есть залог перемен в социуме. Очень часто творческие люди своими произведениями меняли, свергали режимы.
И еще одна деталь. Вместо дужки гранаты там кинолента, как росток. Диктаторы, начиная использовать пропаганду, думают, что всё под контролем, но на самом деле они становятся в информационной войне зависимы от нее, они вынуждены постоянно контролировать, держать руку на чеке. Если вдруг они ее отпустят, информационный механизм пропаганды сдетонирует то ли революцией, то ли войной против другого государства или истреблением какой-то национальности внутри государства, но в любом случае сдетонирует. Есть еще и такой смысл».
Этот тиран даже не замечает, как постепенно превращается в робота
Следующая работа из цикла – «Сердце войны», 3,5 метра на 1,8. Это аллегория: тело тирана, у которого нет головы, а руки представлены в виде вышек, качающих нефть.
«Он потерял голову в погоне за богатствами, за расширением сферы влияния, за территориями, за властью. Этот тиран даже не замечает, как постепенно превращается в робота, как его руки становятся нефтяными вышками, а по венам начинает течь не кровь, а нефть. Наполеон Бонапарт говорил о том, что деньги – это кровь войны, но сейчас мы видим, что кровь войны – это ресурсы, а ресурсов все меньше и меньше. И сердце этого робота перекачивает не кровь, а нефть. Оно перестало чувствовать боль, потребности других людей. Вот это страшно», – говорит Дарья Марченко.
Сопоставив «Сердце войны» с «Лицом войны», портретом Путина, зритель сразу догадается, какому тирану принадлежит безголовое тело. «Мы все знаем, насколько президент России любит российские ресурсы, – говорит Даниэль. – Но тут дело даже не в персоналиях, а в том, что большинство войн происходит из-за энергоресурсов, которые являются кровью войны. Кровью войны сейчас стали не деньги, а нефть и газ. Путин помогает Асаду оружием, помогает ему в военном плане удержать свой режим, и в ответ на это Асад блокирует пути транспортировки газа, поскольку России невыгодно, чтобы дешевый газ с Ближнего Востока пошел в Европу. За войнами стоят энергоресурсы, поэтому возникла эта идея».
Еще две работы, примыкающие к этому циклу, называются «Честь» и «Алхимия». С картины «Честь» на зрителя смотрит огромный глаз. Его радужка выложена гильзами, осколками мин, гильзами от крупнокалиберных пулеметов и погонами офицеров стран, подписавших Будапештский меморандум: России, Украины, США, Великобритании…
«После успеха «Лица войны» у нас появились друзья во многих странах, – рассказывает Дарья. – И эти погоны мы раздобыли благодаря поклонникам нашего искусства, за что им огромное спасибо».
Украинская армия сейчас защищает не только территорию Украины, но и попранные правила чести
Аннексировав Крым, Россия нарушила положения Будапештского меморандума, гарантировавшего территориальную целостность Украины. «Но, – добавляет Даниэль, – он был нарушен не только Россией, но и бездеятельностью всего мира. Обещали защищать Украину в обмен на ядерное оружие, это был третий по величине в мире ядерный потенциал, и ничего не сделали».
«Участники ядерного клуба своим бездействием фактически тоже нарушают Будапештский меморандум, – продолжает Дарья. – Поэтому мы изобразили глаз, потому что все происходит на глазах у всего человечества. И мы убеждены в том, что украинская армия сейчас защищает не только территорию Украины, но и попранные правила чести. Именно поэтому мы используем погоны, которые символизируют честь мундира. Если вы обещали защищать страну, которая отдала третий по величине ядерный потенциал, то после этого несоблюдение договоров фактически обозначает банкротство права как такового. Мы видим, что тоталитарная система выигрывает у демократии. Диктат всегда способен и волен кинуть в топку огромное количество жертв. Демократия не готова к таким жертвам. Если так пойдет дальше, общий вектор мировой политики будет смещен в сторону милитаризации и диктатуры. Если мировое сообщество не понимает, что это только начало, этот вектор опасен и для других государств – это является огромным заблуждением. Это откидывает нас в каменный век, век каменных понятий».
Белок глаза в картине «Честь» выложен из страниц Будапештского меморандума, и художники задумали обратиться к главам государств, чтобы они повторно поставили подписи на Будапештском меморандуме, но теперь уже на картине.
Еще одна аллегорическая работа, готовая к выставке, называется «Алхимия». Изображено морское сражение, а из пламени выходит биржевой график, и свинцовые пули превращаются в золотые.
«Алхимики пытались преобразовать свинец в золото. В картине же мы наблюдаем за тем, как обогащается Диктат, с помощью военных действий преобразовывая свинец пуль в золото биржевых котировок», – поясняет художница.
От журналистов Дарья Марченко узнала, что ее портрет Путина приобрел большую известность в Сирии, где его распространяют, поскольку воспринимают Путина как причину своих бедствий. Спрашиваю Дарью, предлагали ли ей хоть раз показать «Лицо войны» и другие работы в России – в галерее или на фестивале, – и, как и ожидал, слышу отрицательный ответ. Нароссийского учителя Максима Иванова, который осмелился вывесить картинку с этой работой у себя «ВКонтакте», ополчились родители его учеников и потребовали уволить его из лицея. Дарья Марченко впервые услышала эту историю от меня, и она ее шокирует: «Просто не укладывается в голове, как такое может быть». Гонения на учителя Иванова – еще одно подтверждение того, что Россия попала во власть злого робота с лицом из гильз и руками, превратившимися в нефтяные вышки.
[:]