АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Канглы – потомки отюреченных кангюйцев, — В.Ушницкий[:]

[:ru]

lzzpkjgylquВсе современные народы состоят из многих предков, в состав своих предков они могут зачислить множество средневековых племен. К тому же средневековые племена участвовали в формировании многих современных народов. Среди всех современных тюркских народов имеются племена и роды под названием канглы или с основой канг. То значение, какое они занимают среди тюркских народов, заставляет искать этнические корни данного племени. Канглы принято соотносить с названием государственного образования Кангюй со II в. до н.э. до V в. н.э. на территории Приаралья и Сырдарьи. Предками кангюйцев считаются «саки, которые за Согдом» [Литвинский, 1968].

Древние кангюйцы как жители территории древнего Казахстана принадлежали к индоевропейскому этническому миру. Э.Пуллибланк производит слово кангюй от «тохарского» слова канк – «камень» и, исходя из этой этимологии, говорит о «кангюйской разновидности тохарского языка». Б.А.Литвинский племенное название кангюй пытается объяснить, учитывая хотано-сакское слово канка — «кожа», «шкура». Им наименование кангюй истолковывается как сакский этноним с примерным значением «люди в кожаных одеждах» [Литвинский, 1968, с. 20-21]. Но если тохары являлись потомками древнего индоевропейского населения Центральной Азии, то хотанские саки, возможно, являются потомками средневековых ираноязычных мигрантов.

Существует гипотеза, что в древности этноним канглы мог употребляться в значении: «речные», «обитатели рек» [Кляшторный, 1964, c. 150-180; Кайдаров, 1984. с.39-47]. Ими слово канг/кан также считается древнеиранским, а не тюркским. В Авесте впервые упоминается Канга (Кангха), столица легендарного Турана. Прослеживается определенная трансформация названий топонимов/этнонимов/оронимов с единой основой — Кангха-Канг-Кангюй-Кангу Тарбан-Кангар-Кенгерес [Кляшторный, 1964, с. 169, 166, 161-179]. Центром владений кангюйцев, согласно древнетюркским эпитафиям, являлся город Кангю-Тарбан, а сами они становятся известными тюркам-тугю под именем кенгересов [Кляшторный, 1951, с. 55-59].

Имя главы посольства, отправленного в 618 году восточнотюркским Шиби-каганом в Китай Кан-хэ-ли, Ю.А.Зуев читает как «кангарлыг». В разделе «Тамги лошадей из вассальных княжеств» труда IX века «Танхуйяо» упоминается народ кан-хэ-ли, название которого также реконструируется как кангар [Зуев, 1960, c. 127]. Предполагается, что, являясь вассальным племенем восточных тюрков-тугю, они кочевали вблизи каганской ставки.

Некоторая группа покоренных огузами печенежских племен, судя по всему, именно кангарские роды, сохранила и свое былое название — хангакиши [Кляшторный, 1964, с.178]. В этом названии отразился их древний этноним «канг» в форме «канга-киши» — «люди Канга» [Кляшторный, 1964, с. 173-175]. Самоназвание «кангар» сохранилось только у трех печенежских племен.

Версию о связи названия кыпчакского племени канглы с кангарами/печенегами первым из числа советских ученых отметил С.П.Толстов. Он пришел к выводу о переоформлении имени кангар в канглы в результате ассимиляции кыпчаками части огузо-печенежских племен [Толстов, 1947, с. 101]. По мнению С.Г.Кляшторного, принятие этого имени первоначально кыпчакской знатью выражало их стремление связать себя с территорией завоеванных земель [Кляшторный, 1951, с. 68; 1964, с.178-179].

Это отразил и знаток тюркских языков Махмуд Кашгари, писавший, что «Канглы — один из великих людей из кыпчаков» [цит. по: Кадырбаев, 1990, с.20]. Мусульманские авторы XII — нач. XIII вв. употребляют значения кыпчаки и канглы как синонимы. Позднее, в XII в. мы встречаем в числе племен кыпчакской конфедерации у ан-Нувейри, ибн-Халдуна и Рукн ад-Дина Бейбарса встречаются кангароглы (кангар-оглы — потомки кангаров) [Тизенгаузен, 1884, c.539-541].

Отождествление канглы с кангарами подразумевает под собой идентичность канглов с печенегами. Подавляющая часть исследователей считает печенегов потомками тюркизированных кочевых западно-иранских племен. Однако кангаров и печенегов можно считать частью гаогюйцев-канглы, ушедших в западные степи.

Канглы с кангарами Константина Багрянородного и с иранским племенем кангюй, с которыми воевал китайский полководец Чан-Кьен (128 г. до н.э.), впервые отождествил В.Шотт. Однако немецкий ориенталист И.Маркварт пришел к выводу, что название народа «канглы», не имеет ничего общего с названием западно-тюркского племени кенгерес и трех наиболее знатных печенежских орд Кангар, а также с именем древнего княжества Канг-ку (в окрестностях Ташкента), которое впоследствии распространилось на всю Согдиану (Канг). К тому же отождествление кангаров с канглы представляется невозможным, поскольку печенеги (кангары) уже в конце IX в. ушли в причерноморские степи [Маркварт].

Впервые отождествление этнонима ханалас с названием племени канглы было сделано Г.В.Ксенофонтовым в неопубликованном II томе «Ураангхай-сахалар». Исходя из этого, Г.В.Ксенофонтов предполагал тождество канглы с гаогюйцами – уйгурами. Гаогюй – в переводе с древнекитайского языка обозначает «высокие телеги» [АЯНЦ СО РАН, Ф.4.Оп.7.Д.32]. Их он считал предками кангаласцев, окончательной третьей волны в этногенезе саха, определившей его тюркоязычие.

Примечательно, что гаогюйцы – уйгуры считаются потомками хунну, наиболее древними носителями тюркских языков на территории Забайкалья. Смена названия гаогюй на теле (тйеле, туле) произошла вследствие подчинения в середине VI в. племен с «высокими повозками» (гаогюй) каганом восточного дома тукюе (тюрков) из группы тулу [Екеев, 2011, с. 15].

Китайская история времен Бэй-Вэйской династии (386-558) древнейшими известными родоначальниками племен гаогюйских динлинов считает чиди, т.е. красных ди. По китайским источникам устанавливается, что чиди считались потомками собак, так как иероглиф ди имеет ключ собака. Племя чиди Д.А.Позднеев считал тюркским, И.Я.Бичурин — монгольским по происхождению. Поскольку динлины считаются потомками чиди по Бэй-Вэйской истории и предками уйгуров, то представляется важным установление их этнического происхождения [Позднеев, 1899].

К началу VII в. прозвище гаоцзюй в китайских хрониках было вытеснено названием теле. Так Дж.Гамильтон показал, что слово теле является китайской транскрипцией древнемонгольского слова тегрек, вошедшего в тюркские языки с первоначальным значением «обод, колесо», а также «телега, тележник». Название гаочэ переводится как «высокие телеги» и является лишь иным написанием термина гаоцзюй. Названия дили, чиле и тиле являются лишь иными вариантами передачи слова теле-тегрек [Каржаубай, 2002, с.59]. Племенной союз, возглавляемый уйгурами, по руническим надписям именовал себя тогуз-огузами, это имя являлось самоназванием гаоцзюй-теле [Кляшторный, 2010, с.164].

Следует сказать, что ближайшими потомками селенгинских уйгуров Г.Вамбери считал именно саха. Г.В.Ксенофонтов считал, что уйгурский компонент вошел в состав саха вместе с последним уйгурским каганом Енень-Тегином [АЯНЦ СО РАН, Ф.4.Оп.7.Д.32]. В якутском языке сохранилось выражение уйгуур со значением «шумливый, сумасшедший». В диалектном языке таттинских саха сохранилось слово «уйгуур», обозначающий понятие «много, множество».

Согласно Рашид-ад-Дину, канглы произошли от родственников мифического Огуза, в котором А.Н.Бернштам видел шаньюя Модэ [Бернштам, 1948], чтобы перевозить добычу изобретших повозку. «[Повозку по-тюркски называют «канлы»], по этой причине и они названы именем канлы. Все ветви канлы [происходят] от их потомства» [Рашид-ад-Дин, 1952, c. 84].

Предками уйгурских племен считаются хунны. Они обыкновенно ездили на телегах с высокими колесами; почему при династии Юань-вэй еще называли их гаогюй или чилэ. Иначе они назывались тэле (тегрек) или телэ (терега, тирек) [Бичурин, 1953].

Китайская летопись «Юань ши» (XIV в.), обнаруженная А.Ш.Кадырбаевым, прямо свидетельствует о тождестве между канглы и гаогюйцами: «Канглы (Канли) это есть то, что в эпоху Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) называлось Гаочэ-го – страна высоких повозок» [Кадырбаев, 1990, c.21].

Э.Паркер именует канглы еще более близким словом «канкали», так он называет народ, известный китайцам во времена хунну как динлин или тиклик, при Тоба — как «высокие телеги», во времена тюрков — как «уйгуры», а во времена монголов — как канкли – тюркское слово, означающее «телега» [Паркер, 2008, с.119]. По-тюркски повозка называлась кангалы, канглы, так же обозначался и Канцзюй [Зуев, 2002, с.137].

И.Маркварт приходит к выводу, что имя само по себе не позволяет нам сделать заключение о происхождении канглы. По сведениям восточных авторов, йимаки были одной из орд канглы. Считая канглы новой конфедерацией племен, пришедших на смену кимакам, он вполне удовлетворительно разъясняет указанное Рубруком близкое родство канглы с команами (кипчаками). Тем самым считает справедливым замечание В.В.Бартольда о том, что «племенные наименования канглы и кипчак представляются нам почти тождественными» [Маркварт].

В то же время стоит отметить, что роды и племена с подобными названиями были и на Енисее. Так, в «Сокровенном сказании» упоминаются хабханасы и ханьханэ, в «Юаньши» – ханхасы. Эти племена имели мало домашнего скота; доили оленей; пользовались лыжами. Считается, что под этими «тележными хакасами» имеются в виду степные качинцы [Кызласов Л.Р., 1984, с.154]. Потомками их являются самодийский Кангатский род и, возможно, камасинцы, самоназвание которых в одной работе представлено как «кангалас» [Вайнштейн, 1980, с.86]. Однако этот этноним по происхождению считается не тюркским, а кетским [Алексеенко, 1980, с.123]. Близкими к названию хангалас представляются этнонимы хамханас (хабханас) и кангмазы (камасинцы). Однако этноним хамханас выводится от слова хапхан – ущелье, а канг – от названия реки Кан.

Очень интересный миф упоминается в уйгуро-тибетском документе о Великане, живущем на севере от Йама-кагана, когда кыргызы отправляют посланника к нему, он намеревается повесить собаку на дереве и представляется человеком из Кара-Канглы [Зуев, 2002, с.137]. Видимо, это тот же мифологический персонаж, обитающий на севере от страны кыргызов Енисея, упоминаемый в восточных летописях. Возможно, здесь отождествление имени Кара-Канглы с наименованием камасинцев – Кангалас. Какие-то остатки ираноязычных жителей края могли сохраняться в Среднем Енисее вплоть до средневековья. Очень интересен эпизод его отказа от собаки как помощника в охоте. Ведь предок якутского рода Байагантай, ассоциируемого с байырку-баегу – Аан Тайбыыр тоже потерял собаку и вынужден был охотиться в одиночку. Образ одинокого охотника на Севере упоминается и в бурятском мифе о Хоридое.

Рашид-ад-Дин утверждал о том, что первоначально родными землями кереитов были Иртыш и Алтай, на основе китайских источников выдвигается версия об их происхождении от канглы и огузов. Известно о тесной, а возможно, и генетической связи канглов с кераитским улусом Тогрул-хана. Представители канглийской знати, например, упомянутый в «Юань-ши» Кайранбай, служили при дворе кераитских ханов, а китайское сочинение «Менуэр-шицзы» прямо пишет об их родстве: «Кераиты были предками канглы. Западные именовались канглы, восточные — кераитами» [Кадырбаев, 1990, с.35–36]. По утверждению Сайшияла, кереи были одного происхождения с ханлинами. В некоторых источниках утверждается, что от ханлинов видоизменилось произношение [Сайшиял, 2006, с.64].

Вхождение канглы в состав почти всех известных тюркских этносов свидетельствует о единстве этногенеза тюркских народов. Однако непонятно, почему уйгуры и канглы фигурируют одновременно? И настораживает тот факт, что Канцзюй отождествляется с Согдом. Так, Ю.А.Зуев говорит, что Согд — это Канцзюй и Канг [2002, с.91]. В «Истории Северных династий» мы читаем «Государство Кан (Канг, Согд) – это потомки Канцзюя». С Канцзюй отождествляется хуннское племя цянцзюй, происходившее от юэчжей и составлявшее группу племен, объединенных названием цзе. Именно они выделялись густыми бородами, большими носами. Более того, это племя проживало в Хингане во Внутренней Монголии, где была река Кангань. В мифе присутствует камень, как помним, канг – камень в тохарском [Зуев, 2002, с.99-100].

Следовательно, этноним канглы может быть связан с миграциями среднеазиатов – согдов, в том числе в Монголию, особенно много их было в Ордосе и Приангарье. Значит, действительно, канглы могли принести с собой этноним сак-сог. Все это предполагает активное участие потомков ираноязычных кочевников в средневековой истории Центральной Азии. Ведь не только племена с Монголии и Маньчжурии непрерывно шли на Запад, но и была обратная волна переселений, шедшая со Средней Азии в сторону Востока.

По заявлению Ю.А.Зуева, в составе Тюркского и Уйгурского каганатов происходил процесс тюркизации согдийской диаспоры. Как отметил М.Мори, один из согдийцев имел титул тегина, был или считался сыном или младшим братом кагана [Зуев, 2002, с.159].

В истории династии Тан, где рассказывается о падении Уйгурского каганата, упоминаются хэйчэзцы (чернотележники) шивеи, которых Ю.А.Зуев считает объединением Канцзюй. По утверждению Ю.А.Зуева, область Канцзюй в IX в. продолжала существовать в северной части Внутренней Монголии и на востоке Большого Хингана [2002]. Следовательно, эта область находилась примерно на том самом месте, где позднее фиксируются татары Буир-Нура. Ю.А.Зуев считает шивэев тождественными татарам [2002, с.105], поэтому хэйчэчжи шивэев можно считать тележными татарами. Именно к ним бежал Уцзю-каган, собрав все остатки Уйгурского каганата.

Хэйчэчжы-шивэи были объектом экспансии киданей в период строительства империи Ляо. Только в 907 г. киданьский двор трижды предпринимал военные действия против них. Но в 939 г. они дважды одаривали киданьский двор своими знаменитыми конями. «Хэйчэчжы – это владение, а название получили оттого, что искусно мастерили юрты на телегах» [Зуев, 2002, с.136].

Примечательно, что этнонимы Канцзюй и Сака фиксируются на территории Внутренней Монголии, видимо применялись в отношении ассимилированных тюрками и монголами ираноязычных мигрантов, от которых кроме имени ничего не сохранилось. Еще Рашид ад-Дин упоминает племя кангаут в составе джалаиров Внутренней Монголии.

У тюркских народов есть только лингвистическое родство, по антропологии и генетике у них получены различные данные. Однако этнонимы тюркских племен и родов от Малой Азии и Крыма до Якутии и Тувы имеют параллели, уходящие в средневековый мир Забайкалья. Так, у многих тюркских народов есть баяты, канглы, алаты, каи.

Этническая история Центральной Азии свидетельствует о наличии устойчивых этнонимов на протяжении веков и переходе носителей этих названий на другие языки. Так иранские этнонимы — сак, кангар, ас — встречаются впоследствии и среди тюрко-монгольских народов. Можно увидеть, что монгольские этнонимы доминируют среди поздних тюркских народов. Сами монгольские народы видоизменили и сохранили многие тюркские родоплеменные названия.

Автор: Василий Ушницкий
28 Сентября 2016

Источник — kghistory.akipress.org

[:]