[:ru]
В суде №2 города Атырау продолжается исследование доказательств вины организаторов незаконных земельных митингов Макса Бокаева и Талгата Аянова. В частности, это скриншоты публикаций подсудимых в социальных сетях, где они призывали людей к участию в незаконных митингах, разжигали межнациональную рознь и распространяли заведомо ложную информацию. Заметим, сторона защиты по-прежнему не отрицает, что все представленные материалы являются подлинными.
В начале недели в суде были заслушаны показания экспертов, которые подготовили психолого-филологическое и политологическое заключение данных публикаций. Большинство специалистов пришли к выводу, что действия подсудимых в социальной сети Facebook имеют дисфункциональный эффект. Другими словами, Бокаев и Аянов ложно интерпретировали информацию касательно Земельного кодекса, подменяли многие понятия, что наталкивало читателей на совершения действий противоправного характера
Заслушивание восьми экспертов продлилось три дня. Сильно затянувшийся опрос объясняется тем, что сторона защиты не давала специалистам отвечать по существу рассматриваемого дела, акцентировав свое внимание на второстепенных вещах. Особый интерес был проявлен к компетенции экспертов, количеству имеющихся у них дипломов, дате прохождения аттестации и т.д. Примечательно, что отвечающим на государственном языке экспертам, адвокаты и подсудимые ничего не противопоставили. Чувствовалось, что материалами и самим языком они владеют плохо.
Кстати сказать, во время опроса экспертов адвокаты вели себя как никогда заторможено: брали паузы между вопросами, периодически просили судью объявить перерыв, долго рылись в бумагах. Позже этому было найдено объяснение. Вопреки запрету судьи Гульнар Даулешовой защита активно пользовалась интернетом, возможно, именно через мессенджеры адвокаты получали необходимые инструкции и вопросы, которые в дальнейшем задавались экспертам. Однако ухищрения были вскоре раскрыты, но, несмотря на все свидетельствующие об этом факты, защитник Жанаргуль Бокаева с пеной у рта доказывала судье свою непорочность. Нападки Бокаевой остановил ее брат Макс, который признался в использовании интернета и попросил сестру успокоиться. Сторона защиты в очередной раз проявила «уважение» к суду.
Изучая материалы дела, судья Гульнар Даулешова обнаружила еще один интересный факт. На страницах подсудимых в социальных сетях содержатся многочисленные факты оскорблений в адрес действующей власти и других пользователей социальных сетей. Макс Бокаев парировал это тем, что администрация социальной сети не блокировала данные публикации, следовательно, он мог свободно размещать их дальше. Хочется напомнить господину Бокаеву, что действия граждан Казахстана подпадают под Законы страны, а не правила Марка Цукерберга.
Ранее адвокаты заявляли о повышенном интересе к делу со стороны общественности. Надо признать, действительно изредка в зал суда заглядывают зрители, однако с каждым днем их становится все меньше. Приехавшие накануне правозащитники Евгений Жовтис и Зауреш Батталова спустя день уехали, не дав никаких комментариев. Даже адвокаты Толепкали Аянов и Ерболат Имангалиев заглядывают к своим подзащитным по большим праздникам.
Алтынорда
[:]