[:ru]
Казахстанских подростков в соцсетях заманивают в страшную игру, финалом которой становится самоубийство. С виду безобидные хештеги #Китыплывутвверх, #Морекитов и прочие несут опасность, сообщает NUR.KZ.
На эти пагубные настроения в соцсетях обратил внимание знаменитый шымкентский блогер dudoser. На своей странице в Instagram он опубликовал предупреждающий пост.
«А вы слышали о новом «тренде» молодежи? Дети «покупают» свою смерть! Приобретая приложение, за ними закрепляется человек, следящим за выполнением заданий, последним этапом игры является суицид», — процитировал он предупреждающее сообщение, которое распространяется в соцсетях.
Этот пост принялись активно комментировать. Прочитав признаки вовлечения подростков в эту странную «игру», некоторые из пользователей признались, что замечали за близкими похожее поведение.
Скриншот со страниц в instagram.com
«Моя младшая сестренка все время рисует единорогов. И последнее время говорила, что ей надо встать в 4 утра, точно не помню, или 4:20. Но точно помню, как она поставила будильник на свой мобильник, мы на это не обращали внимание совсем», — рассказала одна из подписчиц.
Более того, комментаторы стали рассказывать о случаях суицида среди подростков, произошедших совсем недавно.
Масштабы происходящего поражают. Вбив один из перечисленных хештэгов в поиск в некоторых соцсетях, мы были шокированы. Сотни подростков — из Алматы, Семея, Караганды, Кокшетау, Актобе и других городов Казахстана — оставляют на своих страницах стихотворения с одинаковыми текстами и маркируют их этими хештэгами.
Многие из подростков «обезличивают» свои аккаунты перед тем, как присоединиться к «китам» — удаляют фотографии, личные данные или создают новые личные страницы без каких-либо данных. Однако найти их «живые» копии не составляет труда.
Скриншоты со страниц vk.com
Большинство из таких постов натыкаются на критику, однако многие из детей находят поддержку — их записи лайкают и репостят.
Шокирует и другое — отбоя от желающих участвовать в «коллективном суициде» нет. Поиск по хештегам обновляется несколько раз в минуту, показывая все новых и новых претендентов на «покупку смерти».
Кроме того, судя по страницам некоторых подростков, они публикуют эти «суицидальные хештэги», то ли просто как «дань моде», то ли стараясь бравировать перед сверстниками и обратить внимание подписчиков.
Скриншоты со страниц instagram.com
Стоит отметить, суицидальные группы в соцсетях, использующие в своей атрибутике китов — далеко не новшество. Первые из них возникли, по информации из открытых источников, появились в 2013 году. Их блокируют, но взамен появляются новые.
Киты используются как символ тоски и депрессии. Выпрыгивая из воды, они якобы мечтают взлететь, однако падают обратно — вот символ истинной обреченности.
Однако самой известной стала F57 (один из существующих хештэгов), администратором которой был Филипп Лис (псевдоним). Он популяризовал среди подростков тему самоубийства и даже инсценировал собственный суицид, хотя на самом деле хотел только самопиара для раскрутки своей музыкальной группы.
Скандал разразился в 2016 году после публикации истории о «группах смерти» в соцсетях, якобы координирующих подростковый суицид, и самоубийства Рины Паленковой (псевдоним), бросившейся под поезд. Лиса задержали, а затем и арестовали.
Как удалось выяснить, запросы #хочувигру и прочие хештеги подростки в соцсетях адресуют на страницу также некоего Филиппа, который явно ассоциирует себя со своим «предшественником», утверждая, что только «хуже его».
Скриншот vk.com
На странице Филиппа есть короткая запись: «Я не боюсь того, что меня посадят». Лис же перед своим задержанием написал подписчикам: «Я боюсь, что меня арестуют». Отметим, страница Филиппа уже заблокирована администрацией «Вконтакте».
Кроме того, стоит отметить, что встревоженные «хештегами с китами» пользователи стали также объединяться в группы, отговаривая от суицида и распространяя так называемые «инструкции для тех, кто хочет жить» и свои — жизнерадостные — хештэги.
Скриншотs со страницы в Instagram
[:]