[:ru]
Китайское информагентство Синьхуа сообщило, что генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Фрэнсис Гарри объявил Китай мировым лидером по количеству заявок на патенты, торговые знаки и промышленные образцы. В прошлом году страна подала свыше 43100 заявок на международные патенты – почти на 45 процентов больше, чем год назад. Сейчас в Поднебесной действуют 1,103 миллиона патентов на изобретения, она стала третьей страной мира – после США и Японии – по инновациям и научно-техническому прогрессу.
В то же день Австралия и Новая Зеландия достигли в Брисбене соглашения по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП), которое уберет торговые барьеры между двумя странами и подтолкнет развитие туризма и инвестиции в регион, сообщает Reuters. Соглашение подписали без Соединенных Штатов. Новый президент Дональд Трамп, отмечающий сейчас первые 100 дней своего правления, одним из первых январских указов отказался от участия в ТТП. И упрямство, с каким австралийцы и их новозеландские соседи пытаются оживить умерший вместе с выходом из него Соединенных Штатов договор, экономически наказуемо: без гигантского американского рынка торговля между тихоокеанскими островами превращается в киоск с залежалым товаром.
Очередное вторжение Китая на мировой рынок – теперь уже с собственными, а не крадеными технологиями, рефлекторно вызывает судорожные попытки мелких игроков в регионе «сбиться в кучку». Однако давно покоренные китайскими товарами на внутреннем рынке Австралия и Новая Зеландия мало что могут предложить друг другу. Единственный австралийский автомобиль Holden и тот «добили» в этом году «форды», «тойоты» и «мицубиси» местной сборки, а новозеландское масло и молокопродукты — не самый большой бизнес в стране на 20 миллионов жителей. Остальные двенадцать островных государств региона – от Островов Кука до Вануату – в один присест освоят 55 миллионов долларов «на создание рабочих мест и увеличение экспорта», которые им обещают Австралия и Новая Зеландия как самые крупные экономики региона: освоят и даже не заметят.
Понятно, что, взваливая на себя эту кабалу, Канберра и Веллингтон «держат равнение» на президента Соединенных Штатов, который должен заметить их старание идти в фарватере политики США, стремящихся ослабить влияние Пекина в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Заметить и помочь удержаться на плаву после того, как 55 миллионов испарятся. Однако стоит ли им переоценивать собственное место во внешней политике США после того, как в Вашингтоне прозвучало «America first»?
Как пишет Reuters, вице-президент США Майк Пенс съездил в Индонезию, в торговле с которой дефицит Америки составляет 8,8 миллиарда долларов. Непорядок! Кроме того, уже полгода Индонезия требует от американской золотодобывающей компании Freeport McMoRan вернуть 51 процент акций рудника на Папуа. Плюс от американской Google Inc. Джакарта требует уплатить в индонезийскую казну 400 миллионов долларов налогов. А банку JP Morgan президент Индонезии Джоко Видодо и вовсе отказал в праве оперировать первичными облигациями страны на валютном рынке. Не помогло даже то, что специальный советник Дональда Трампа миллиардер Карл Айкан является одним из самых крупных владельцев акций Freeport McMoRan.
С точки зрения Вашингтона президент Видодо, что называется, отбивается от рук: он уже не раз демонстрировал, что его подход к внешней политике остается вполне независимым; он, например, успешно наращивает торговлю и инвестиции с Китаем, не особо сближаясь при этом с Пекином дипломатически.
А теперь и Тайвань, присмотревшийся к Трампу, стал искать союзника на стороне, предложив соглашение о свободе торговли Великобритании, пишет NSNBC. За короткий период Тайбэй посетила целая череда высоких британских чиновников, включая бывшего лорда-мэра лондонского Сити Джеффри Маунтэванса, министра внешней торговли Грега Хенса, торгового посланника премьер-министра лорда Фолкнера и других. Так что соглашение о свободной торговле будет подписано довольно скоро.
Что же в сухом остатке?
Едва ли «карликам», держащимся за фактически утонувшее Транстихоокеанское партнерство, удастся пережить июнь этого года, когда ТТП должно будет получить официальный старт. Те участники ТТП, которые стали заложниками Вашингтона в определении друзей и врагов, едва ли осмелятся пойти навстречу Пекину, подобно Индонезии президента Видодо, и потому из собственных карманов оплатят необходимость следовать в фарватере США.
Тем временем азиатские биржи, отмечает Reuters, показывают уверенный рост. Валютные спекулянты оставили без внимания демпинговое расследование Вашингтона в отношении экспорта китайской стали, тем более что в США ее идет лишь 0,8 процента от производимой в Китае. Теперь впереди форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках амбициозного китайского проекта «Один пояс — один путь». Форум пройдет в Пекине 14-15 мая. Министр иностранных дел КНР Ван И на пресс-конференции, посвященной предстоящему форуму, заявил, что «перед лицом вызовов нам необходимо объединить силы для совместного создания новой площадки сотрудничества, выявления новой динамики роста и поиска нового пути развития».
Пекин намерен убедить участников, что «китайский путь» послужит созданию «тесной и мощной сети партнерств и содействия строительству более справедливой, рациональной и сбалансированной системы глобального управления». Уже сегодня Пекин подписал 130 соглашений с государствами о сотрудничестве в транспортной области. Присматриваются к «китайскому пути» главы государств и правительств 28 стран, подтвердивших свое участие в форуме. Среди них и Россия. А Запад отдыхает: из стран G7 в Пекин приедет только премьер-министр Италии Паоло Джентилони.
Источник — fondsk.ru |
Елена ПУСТОВОЙТОВА
[:]