[:ru]
Война 1941-1945 гг. стала вторым тяжелым ударом (после Геноцида 1931-1933 гг.) для казахского народа в ХХ веке. Поистине, беда не приходит одна. Предки эту же мысль передали в выражении «Бір айналдырғанды шыр айналдырады» (беда «захватит и закружит», беда не приходит одна). На голову только что пережившего этническую катастрофу, потерявшего миллионы (!) людей, вконец ослабленного физически и психически этноса обрушилось еще одно огромное горе, еще одно страшное историческое испытание.
22 июня 1941 г. СССР вступил в состояние войны с Германией, и казахи по закону подлежали военной мобилизации. Как известно, когда-то, а именно в 1916 г. наши предки открыто выступили против царской мобилизации на Первую мировую войну (хотя им грозила всего лишь тяжелая работа по рытью окопов по линии фронта). Чем это закончилось – массовыми расстрелами, бегством части населения в Китай и Афганистан, принудительной «реквизицией» остальных – народ хорошо помнил. Тем более после 1937/38 гг. – кровавого Красного Террора, уничтожения всей элиты нации любые формы сопротивления и даже намеки на недовольство со стороны угнетенных «инородцев» были уже бесполезны и абсолютно исключены. Даже открытого обсуждения темы «нужна ли нам эта война?» не могло быть – опыт выживания в 37/38 годы научил народ держать рот на замке по темам государственной политики и указов компартии.
Ситуация характеризовалась тем, что старшие молчали, а младшим оставалось верить идеологии и пропаганде партии, которая становилась все более и более разнузданной. В итоге убитые горем казахские матери провожали на войну часто единственного сына, которого они смогли спасти во время ужаса Ашаршылык (Голода) и еле вырастить… Да, правда Божья такова, что небольшой азиатский народ были вынужден вовлечься в эту непонятную для их ума схватку между Коммунизмом и Фашизмом, по сути – в проблемы далеких им христианских стран и народов. Кошмар в судьбе горемычных казахов в ХХ веке продолжался….
Среди мобилизованных на войну казахских парней нередко были и сироты, потерявшие родителей в Голодоморе и Расстрелах 37/38 гг. Большинство молодого поколения казахов были уже подвергнуты коммунистическому воспитанию и обучены в советских школах. И все же, интересно, что значительная часть участников войны, как показывает изучение их биографий, сохраняли критическое самосознание, свою этническую идентичность и веру в Аллаха. Это поразительно, феноменально – то, как глубоко, в подсознании, на генном уровне крепко записался у народа исламский код. Ведь за время юности и молодости этих «советских» казахов уже не было ни одного следа ислама, сожгли все книги Корана, разрушили и закрыли мечети, искоренили арабский алфавит, вовсю пропагандировали атеизм. Например, летчик, дважды Герой Советского Союза Талгат Бигельдинов в 90-е годы поведал журналисту республиканской газеты свою тайну: каждый раз за штурвалом военного самолета он тайно читал про себя мусульманскую молитву-дуа, которой его в детстве научила бабушка. Аксакал также сказал, что его боевые товарищи, русские летчики тоже крестились и молились…Верующим мусульманином оставался легендарный Касым Кайсенов, да и многие великие казахские воины тех лет.
В глубинах коллективной души сохранилось заветное этническое «я», любовь к своей земле, к маленькому аулу и Казахской Отчизне. Ветеран войны и писатель Азильхан Нуршаихов рассказывал, как, собираясь на фронт, положил в солдатскую котомку среди самых нужных вещей томик стихов Абая и пронес его через все сражения и фронты… Хорошо известны дерзкие националистические взгляды комбата, полковника Бауржана Момышулы (он даже фамилию взял без окончания «ов»/»ев», что было редкостью для советской эпохи). Не зря говорят, что Москва не дала ему «Героя Советского Союза» именно из-за выраженного чувства национального «я».
И здесь мы хотим сказать о силе коллективного бессознательного (вернее сказать, его верхнего, лучезарного сверхсознательного пласта – то, что казахи называют «аруах»). Эта сила казахских аруахов проявилась не только в массовом героизме и храбрости (об этом часто пишут), но и в наследственном благородстве наших солдат и офицеров во Второй мировой войне. Вообще, по всей видимости, мы имеем дело с напряжением и серьезной трансформацией этнического сознания, и духовная мобилизация раскрыла лучшие свойства национальной души в час испытания. А это – мужество и умение принять страдание, держать данное мужчиной слово, презрение к трусости и предательству, умение сострадать, прощать и любить.
Наверное, сами русско-еврейские и кавказские коммунисты, сидевшие в Кремле и когда-то руководившие геноцидом этого народа, были глубоко удивлены героизмом, доблестью, самоотверженностью, которые проявляли в боях за русские деревни и города, за украинскую и белорусскую землю представители этого глубоко презираемого ими азиатского мусульманского народа. Потому что сводки с линий фронтов доносили постоянную информацию об особой отваге среди категорий различных «инородцев» именно казахов (после лиц славянской национальности).
Но если самоотверженность русских, украинцев и белорусов понятна и совершенно естественна, т.к. они насмерть стояли за свою этническую территорию, за землю предков и домашний очаг, то как объяснить странный феномен, когда казах честно сражался и погибал смертью храбрых за чужую землю и дома, за много тысяч километров от его исторической родины?! Ведь казах защищал и умирал не за Алтай и Тарбагатай, не за Жетысу и Атырау, а за Брест, Псков, Луганск, Минск, Сталинград, Москву, Невель, Питер (Ленинград) и т.д.?! Конечно, можно подумать, что здесь сказалась некая коммунистическая зомбированность народа, интенсивная его «манкуртизация» с конца 20-до нач. 40 гг. Психически ослабленному народу, вернее, его остаткам легко привили коммунистическую преданность. Планомерно «промывая мозги», взвинчивая и без того перегруженное и дискретное сознание казахов, Хозяин внушал, что надо теперь умирать за СССР (в качестве «пушечного мяса»)…Конечно, мы не можем списывать и такой психопатологический фактор.
Однако мы знаем из биографий, мемуаров, трудов самых великих казахов – героев Второй мировой войны, что это были люди психически вполне адекватны, более того, отличавшиеся высокими нравственными качествами, сохранившими в сердце веру в Аллаха (вряд ли зомби останется верующим). Это были добрые, общительные, гуманные, даже жалостливые мужчины, и что важно сказать, с прекрасной памятью и богатырским здоровьем (факт «волчьего» генофонда кочевников), нередко даже с творческими дарованиями, писавшие стихи и воспоминания. Некоторые из них дожили до дней Казахской Независимости и даже живут поныне.
То есть, надо полагать, причина в другом. Мы считаем, что это не что иное, как святость и вечная «детская» чистота Души Казаха, сознательно и бессознательно проявившиеся в судьбоносный и экстремальный час коллективный гуманизм и сострадание, философия прощения. Да, именно не злорадство, присущее мелкой душе (типа, «вот, Россия, и к тебе пришел враг, так тебе и надо!»), а сострадание и прощение в адрес «исторического врага» – тех, кто когда-то убивал твоих предков, родных, отбирал землю, последний хлеб и скот…
Это актуализировавшийся завет предков-кочевников «Таспен атқанды аспен ат» («Он в тебя бросает камни, а ты «забрасывай» его угощениями»), также хранившийся в резервуарах этнической памяти бессознательный стереотип преданности воина патрону, верность данному обещанию и клятве (воинской присяге), инстинкты боевого братства, рыцарских союзов, культа воинской доблести и чести (когда простые воины разных национальностей братаются, связанные одной трудной судьбой и оружием), исламо-суфийские идеалы жертвенности и шахидизма, свойственное национальному характеру казаха глубокое чувство справедливости (например, узнав элементарно, что Гитлер напал первым и что фашизм представляет угрозу всему человечеству, казах мог безоговорочно выступить на стороне Справедливости).
Повторяем, такого массового героизма не показал ни один другой нерусский народ СССР! Даже те же грузины, родня Сталина, или любой другой мусульманский или буддийский народ Советского Союза. Сохранились воспоминания одного немецкого офицера, который рассказывая о подробностях сражений, описал свое впечатление от казахов: что однажды их атаковали некие «черные русские», и это были совершенно отчаянные люди («Против нас были страшные солдаты — их не мог остановить никакой огонь, они бежали прямо на нас. Потом мне сказали, что это — казахи. Я не знал прежде, что существует такой народ»).
После трех славянских народов именно казахи отличились талантом военачальников, организаторов партизанского движения и др. Именно казахский народ родил славных дочерей – Героев Советского Союза: снайпера Алию Молдагулову и пулеметчицу Мансию (Маншук) Маметову; также была первая в годы войны казашка-летчик Хиуаз Доспанова – из женского авиационного полка, который немцы прозвали «ночные ведьмы». Таких ярких женщин не родил ни один восточный народ Средней Азии, Кавказа (пусть не в обиду им будет сказано). Но почему этот феномен не изучается и не подчеркивается в трудах по Второй мировой войне, по «Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» в современной России?
Действительно, поразительно, как вконец истощенный и измотанный угнетенный народ проявил высшую мобилизацию Духа?! Конечно, это предмет нашей национальной гордости, но и в то же время – и боли, грусти, сострадания, а также размышлений и вопросов. В медицине и психопатологии есть мнение, что гении – это порождение наследственной дегенерации и мутации. Быть может, рождение военных гениев и героев в народе было вымучено страшным прессингом и духовным растлением всей остальной массы?!
Подвиг Александра Матросова повторил Султан Баймагамбетов, закрыв телом амбразуру вражеского пулемета (есть точка зрения, что он был, наоборот, первым). А чего стоит такой феномен, как летчик-штурмовик, генерал-майор авиации, Дважды Герой Советского Союза Талгат Бигельдинов, совершивший 305 боевых вылетов! Более ста казахов удостоились звания Героя Советского Союза. Хотя, безусловно, существовала негласная расовая дискриминация, и награды давались «инородцам» неохотно, а распределялись по принципу «этнического старшинства».
Мы знаем, что высокую награду Кремль тогда не дал таким легендарным героям, как Бауржан Момышулы, Рахымжан Кошкарбаев, Касым Кайсенов. Также почему-то плохо вооруженных и неопытных казахских парней в основной массе бросали в пекло Сталинграда, в эту открытую «мясорубку», другие «горячие» точки (Западные историки-советологи в одно время обосновывали версию использования Москвой нерусских солдат в качестве «пушечного мяса»).
Казахский народ потерял в этой жестокой войне почти полмиллиона мужчин (почти 400 тыс. на фронте плюс не вернувшиеся из т.н. «трудовой армии»). Советские трудовые армии были аналогом царской каторги: тяжелейший труд на сибирских рудниках, заводах и т.д. Таким образом, произошла третья в национальной истории этнодемографическая катастрофа.
Всевышний Аллах, безусловно, видел, как маленький самовыживающий и загнанный народ-раб, словно львы сражаются на войне и тысячами умирают, помогая своим бывшим жестоким хозяевам! Тогда как до сих пор в исторических трудах и учебниках по истории России, западных стран ни слова не говорится об особом вкладе, героизме, благородстве, роли казахов и Казахстана в разгроме фашизма и спасении России (не говоря о хрестоматийном факте, что 85% свинца, из которой отливались пули, давала земля казахов). Поставляли все: и уголь, и нефть, и железную руду, и животноводческое сырье. Опять территория Казахстана стала главной кормушкой и тылом, обеспечивавшим победу, тогда как внутри страны, прежде всего в казахских аулах, имели место вторичные вспышки голода.
Есть еще и такой интересный с точки зрения этнической психологии факт: казахи во время Второй мировой войны, вернее с периода 1938-1944 гг. принимали сотни тысяч несчастных людей разных национальностей, а именно – эвакуированных русских, евреев и др., насильственно депортированных и выселенных со своей родины целых этносов (корейцы с Дальнего Востока, немцы из Поволжья, северокавказские народы, как чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, из Грузии – турок-месхетинцев).
Конечно, это был приказ Москвы, решение правящей партии, и казахи не могли противиться потоку мигрантов, даже если бы захотели. И все же, это вовсе не преувеличение, что казахский народ, а это были большей частью оставшиеся в тылу пожилые мужчины, женщины, дети, непригодные к войне казахи-инвалиды, несмотря на свое плачевное положение, душевные раны и полуголодное существование, не только не проявили злобы, ненависти или отчуждения по отношению к этим мигрантам, но буквально делились с ними куском хлеба. Они считали неприличным и не богоугодным поступком не открыть страждущим дверь, не позвать их в гости, а часто пришельцам освобождали полдома, давали кров, пищу.
Конечно, несчастные депортированные народы не сидели сложа руки, а честно трудились, приспосабливаясь к новому быту. Позднее они самостоятельно поправили свое материальное положение, а в более поздние времена даже превзошли коренных казахов по показателям благосостояния и достатка. Благодаря трудолюбию, смекалке, бережливости, возможно, умению зарабатывать деньги… Но как была важна именно первая помощь, протянутая тогда рука доброго и сострадающего местного народа, его слово поддержки, так нужная тогда улыбка.
Да, это вовсе не миф, и старые поколения корейцев, турок, чеченцев, немцев оставили честные и объективные воспоминания и завещали беречь эту дружбу и братство, рожденное в общем горниле страдания. Правда, хочется, чтобы День Благодарности, который стал отмечаться в независимом Казахстане не превратился в сплошные фестивали, славословия, открытие «памятников казахскому народу» и пр. Те же богатые корейцы, русские, немцы могли бы теперь и в праздники, и в будни реально, адресно помогать нуждающейся части потомков тех добрых казахов – например, детям и взрослым, пострадавшим от Семипалатинского ядерного полигона, жителям аулов, не имеющим доступа порой даже к чистой питьевой воде и страдающим от экологических бедствий, казахам-репатриантам для их адаптации, бездомным казахам и т.д.
Социально-психологический феномен казахского гостеприимства в 40-е годы нуждается в анализе, научном изучении, пропаганде (помимо этого мало изучен другой любопытный феномен, наблюдавшийся в те годы – как казахские семьи усыновляли эвакуированных русских сирот из детдомов). Причем важно, что гуманное отношение проявлялось к людям абсолютно чужой крови, другой веры, культуры и языка. Вчера только сильно пострадавший от террора и голода народ не озлобился на «понаехавших» мигрантов (а вот сытые и веселые современные казахстанцы, особенно русскоговорящие, почему-то ненавидят возвращающихся на Родину казахов из Китая и Монголии, Узбекистана), даже брови не насупил, проявил со-страдание. Может люди устроены так, что для рождения Со-Страдания нужно пережить сначала самому Страдание?
И мы можем только благодарить Всевышнего за то, что вера и милосердие не покинули по-детски наивную Душу Казаха, несмотря на все попытки демонических сил вытравить из него все святое и светлое. Недаром великий Учитель человечества Иисус Христос (по Корану – пророк Йиса с титулами «Рух Аллах», «Калимат Аллах», предвестник Акыр замана – «суда божьего» и тотального обновления Земли и Неба) говорил: «Будьте как дети!». А еще сказано в Инджиле (Евангелие): «Возлюби врага…». Поистине, участие казахов во Второй мировой войне, коллективное поведение предков в этот исторический период, как и многие другие факты, служат доказательством сильнейшего потенциала лучезарного сверхсознательного «Я» нашего народа, осененного аруахами благородных предков!
Автор: Н. Нуртазина,
Из книги «история и психология казахов»
[:]