[:ru]
Мороженное, изготавливаемое казахстанскими производителями, постепенно завоевывает отечественный рынок, вытесняя конкурентов из России и Европы.
Казахстанский рынок мороженого до недавнего времени испытывал двойное давление – постоянный рост цен на сырье и жесткую конкуренцию со стороны других десертных продуктов, а также иностранных производителей.
После каждого летнего сезона на поверхность всплывали основные проблемы отечественных производителей мороженого. Помимо того, как решать проблему с явным дефицитом (во многих торговых точках страны мороженого хватало только на первые часы торговли), в наступающие «мертвые» месяцы местным игрокам рынка предстояло оптимизировать прежде всего операционные расходы, чтобы сдержать стоимость конечной продукции в условиях роста инфляции. Учитывая, что мороженое традиционно считается доступным по цене продуктом, увеличение его стоимости серьезно сказывается на спросе. Основные ингредиенты мороженого, сахар и молоко, ежегодно дорожают, при том что стоимость мороженого долгое время держалась на месте и за несколько лет поднялась только на 1 процент по ограниченному числу видов. А в большинстве своем осталась прежней.
Сегодня производство холодного лакомства в нашей стране, можно сказать, встало на рельсы стабильного развития. Об этом можно судить по тому, как владельцы казахстанских предприятий, производящих мороженное, уверенно заявляют, что теперь они полностью готовы потеснить зарубежных конкурентов на внутреннем рынке. Это одно. Второе – казахстанкое мороженное всерьез заинтересовало торговые сети России, Кыргызстана, Узбекистана, Китая и даже Западной Европы.
На днях новая линия по производству ледяного лакомства была запущена в Алматы. Мороженное, которое будет ей выпускаться, по словам специалистов, уникальное, не имеющее аналогов на всем постсоветском пространстве. Изготавливается оно при помощи инновационной технологии, позволяющей выпускать, как говорят специалисты, «сложное по вкусу и архитектуре» эскимо. Линия способна выдавать на гора 70 тонн лакомства в сутки. Это, как можно понять, позволит с лихвой обеспечить потребности всего Казахстана и даже экспортировать продукт в соседние страны.
Что касается ингредиентов, входящих в состав продукта, то тут есть чему удивиться, поскольку они придают ему уникальный и изысканный вкус. Отечественные технологи нашли потрясающее вкусовое сочетание таких продуктов, как ореховая халва в шоколаде, кофейно-ореховый шербет и фруктовый лукум.
– Мировой рынок мороженого растет в среднем на 2-3 процента в год, — говорит директор по маркетингу компании «Шин-Лайн» Константин Доценко. — При этом наиболее динамичное развитие показывают Ближний Восток и Восточная Европа. Азиатско-тихоокеанский рынок – наибольший в количественном выражении, а западноевропейский – в стоимостном. Что касается последнего, то он уже устоявшийся и зрелый, с близкими к нулю темпами роста, традиционными вкусами и своей спецификой в производстве мороженого. Восток же – такой яркий, интересный и экзотичный – открывает новые грани в десертной культуре. Мы хотим познакомить потребителей из разных стран с настоящим восточным мороженым, поэтому выпустили серию «Бахрома».
Проект по производству казахстанского мороженого осуществляется в рамках государственной Программы Форсированного Индустриально-Инновационного Развития (ПФИИР) и «Дорожная карта бизнеса-2020». В новую линию вложено более 5 миллионов евро инвестиций. Данные средства направлены, прежде всего, на реализацию политики импортозамещения.
– В Казахстане средняя конкурентная среда, – говорит специалист по производству мороженного с 20-летним стажем Дмитрий Докин. – Когда был некий перекос в паре «тенге – рубль», то есть когда 1 рубль стоил 3,5 тенге, на казахстанский рынок пришло очень много производителей российского мороженого. Например, в 2015 году я насчитал пять видов только из Новосибирска. Сейчас, когда курс стал другим, реализация здесь им не выгодна. Когда иностранные производители приходят и уходят – это нормально. При этом наша задача – заполнить все ниши на рынке.
Согласно статистике, емкость рынка мороженого составляет 40-50 миллионов долларов. При этом ежегодное потребление на душу населения в Казахстане составляет 2,5 килограмма. В России эти показатели аналогичные. А вот в Европе они достигают 8-15 килограммов, в США – 22 килограмма.
Между тем мировое потребление мороженого росло в последние годы со слабой динамикой. За период с 1998 по 2016 годы рост рынка составил 3,2 процента. В то же время аналитики прогнозируют дальнейший рост потребления, который, по их мнению, составит порядка 5 процентов за период с 2016 по 2020 годы.
Казахстанский рынок мороженого растет с динамикой 12,5 процентов в год. Однако, по мнению специалистов, он увеличивается за счет того, что происходит отток потребителей в более высокий по цене сегмент, а не за счет увеличения объемов потребления. И до уровня 90-х годов нам пока еще далеко. Тогда страна производила 34 тысячи тонн мороженого. Сейчас объемы местного производства составляют 12-13 тысяч тонн.
Через супермаркеты производители мороженого реализуют 40 процентов своей продукции. И эта цифра, по прогнозам аналитиков, скорее всего будет расти. Причем, параллельно с этим будет повышаться и качество продукции. Обусловлено это тем, что супермаркеты выдвигают свои жесткие требования к логистике товаров и его качеству. В результате производители становятся более оперативными и совершенствуют свойства своей продукции.
Таким образом, казахстанским производителям мороженного есть, куда расти и развиваться. А самое главное, благодаря инвестициям, для этого появились все возможности. Тем более, что в период так называемого затишья наши мороженщики не сидели, сложа руки, а занимались разработкой новых брендов.
Алтынорда
[:]