АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Айдос Сарым. Судьба палача.[:]

[:ru]

В моей жизни был один личностный кейс, связанный с НКВД.
В 1993-1994 годах, когда я работал в архиве и помогал историко-просветительскому обществу «Әділет», было обнаружено массовое захоронение репрессированных рядом с поселком «Жаңалық».
КНБ Казахстана тут же начало специальное дело, начало поднимать документы, которых, как оказалось, было не так уж и много. Следователи КНБ и прокуратуры начали опрашивать старожилов поселка. 
В итоге появилась информация о том, что есть некий очевидец, бывший работник НКВД, который проживал в одном из дачных поселков рядом с Талгаром. Туда, как помнится, поехала большая группа людей во главе с генералом Баекеновым. Были историки Козыбаев, директор нашего архива Хасанаев, члены общества «Әділет», журналисты.
Этот старик, полуинвалид жил один, работал сторожем. То ли русский, то ли украинец. В домике был полнейший бардак. Когда к нему зашли люди во главе с генералом, он сел на кушетку и разрыдался в голос, умолял, просил его не расстреливать. 
Когда же ему обьяснили, что ему ничего не будет, он нужен как свидетель, тот более менее успокоился и начал рассказывать свою историю. Выяснилось, что он работал шофером НКВД и вместе с коллегами каждый день возил трупы из тюрьмы в Жаналык. Каждый день ночью две-три машины полные тел расстрелянных. Их как попало закапывали силами сотрудников в заранее отрытых могилах. 
Дело было зимой и этот шофер сломал бедро, попал в больницу. Перелом бедра и сейчас очень опасно. А уровень тогдашней медицины, надо полагать, был хуже. В итоге этот человек пролежал в больнице около года. И тем самым выжил. 
Когда он вышел из больницы, узнал, что все его товарищи и коллеги расстреляны. Тогда он молча уехал в область, всю жизнь работал на сезонных работах, сдельных работах, которые не требовали проверки со стороны органов. И всю свою жизнь боялся, что рано или поздно его арестуют и расстреляют, как и его товарищей. Так и прожил в страхе, дожив до глубокой старости. 

В тоталитарной стране быть палачом опасно. За все надо платить и у всего есть цена. Те, кто сажает в тюрьмы и сами незаметно попадают в тюрьму. Но в еще более опасную, духовную, экзистенциальную тюрьму. Ведь свободный человек может быть свободным и в тюрьме. А вот палачи не могут…

Алтынорда

[:]