АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Defense News: Июльские учения с F-35 доказывают отрыв США от РФ и Китая в «стелс»-авиации — видео[:]

[:ru]

Новейшие американские малозаметные истребители-бомбардировщики F-35 приняли участие в состоявшихся во второй половине июля ежегодных учениях «Red Flag 17-3» — крупнейших в своем роде, — где они получили возможность вылетать на имитируемые боевые задания. Впервые в учебных маневрах были задействованы одновременно две модели — F-35А и F-35В (модель для морской пехоты с коротким взлётом и вертикальной посадкой), а также F-22 Raptor. Все они относятся к самолетам пятого поколения и имеют высококлассную стелс-защиту («stealth»). О том, какие особенности самолетов F-35 были выявлены в ходе прошедших учебных миссий, рассказывает Defense News.

Упражнения стали новой вехой в применении F-35, которые формально еще даже не поставлены на боевое дежурство, указывает издание. В то же время США уже много десятилетий практикуют применение ВВС на основе стелс-технологий, обеспечивающих повышенную скрытность самолетов перед вражескими ПВО. Это дает Америке гигантское преимущество перед конкурентами — Россией и Китаем, — которые находятся лишь в начале пути по проектированию и производству такого рода летательных аппаратов. В этом кроется одна из главных причин, по которой американские специалисты считают необходимым продолжать инвестировать в «стелс».

В Сети опубликована видеозапись, на которой демонстрируются кадры использования F-35 в ходе минувших июльских маневров.

 

Исторический рубеж для Red Flag: впервые три разных варианта истребителей пятого поколения США — F-35 Joint Strike Fighter, F-35B и F-22 Raptor — провели совместные масштабные учения, показав облик воздушной войны недалекого будущего

 

Марк Барретт, генерал-майор в отставке ВВС, в ходе мероприятия, организованного Институтом аэрокосмических исследований Митчелла, отметил, что, в то время как Россия и Китай только начинают работать над самолетами-невидимками, «у нас есть 40 лет опыта» в их применении.

Эти уроки, однако, не всегда были легкими и включали потерю — впрочем, единственную боевую за всю историю. Речь идет о стелс-бомбардировщике F-117 Nighthawk, сбитом над бывшей Югославией в 1999 году.

Однако за прошедшие 18 лет американские ВВС научились использовать технологию скрытности гораздо эффективнее, а также получили значительно более глубокое понимание того, как интегрировать самолеты типа «стелс» и «не-стелс» — то есть четвертого и пятого поколений — в ходе совместных операций, отметил Барретт.

Но стелс-технология — это не просто умение скрываться от вражеских ПВО, пишут полковник ВВС Мейс Карпентер и Барретт в совместном докладе для Института Митчелла. По их словам, это скорее сочетание множества различных технологий — от формы самолета до специальных слабоотражающих покрытий, затрудняющих обнаружение воздушного судна.

За всю военную мировую историю были созданы три невидимки — F-117 Nighthawk, F-22 Raptor и F-35A. В этот же ряд можно поставить несколько беспилотных летательных аппаратов, а также некоторые самолеты, которые в той или иной степени тоже можно отнести к «стелс», включая стелс-бомбардировщик B-2 Spirit. Все эти машины — американского производства.

Однако уже в среднесрочной исторической перспективе может случиться так, что американцы перестанут быть монополистами в области малозаметной авиации. Россия сейчас разрабатывает свой первый невидимый самолет — T-50 ПАК-ФА — и, по ее заявлению, провела испытания шести прототипов. При этом в начале года Китай анонсировал прототип своего собственного стелс-бомбардировщика — J-20, который, по мнению многих экспертов, был сконструирован благодаря похищенным китайскими шпионами технологиям.

Тем не менее, Барретт уверен, что Москве и Пекину далеко до американских возможностей в области применения стелс-истребителей в реальном бою. Аналогичный скепсис в отношении российского и китайского стелс-проектов испытывают и многочисленные эксперты.

«Я все же обратил бы внимание на то, что 40 лет тренировок, 40 лет участия в операциях и 40 лет опыта интеграции (стелс-технологий — Newsader) дают нам реальное преимущество», — сказал Барретт.

Состоявшиеся только что учения «Red Flag», которые прошли с 10 по 28 июля на авиабазе Неллис в штате Невада, предоставили специалистам такую информацию об опыте оперативного использования «стелс», которая ясно показывает, насколько далеко США оторвались от своих ближайших конкурентов — РФ и КНР, говорится в материале Defense News.

Поясним, что «Red Flag» — это учения высочайшей интенсивности, призванные имитировать первые 10 суток конфликта, в котором «Голубые крылья» (Blue Air), олицетворяющие дружескую силу, сражаются с вражеской силой под названием «Красные крылья» (Red Air).

Хотя беседовавшие с журналистами пилоты F-35 и F-22 были осторожны в своих высказываниях и старались не раскрывать секретную информацию о тактике, методах и процедурах, они особо подчеркивали тот факт, что F-35 с легкостью встраивается в миссии, выполняемые совместно с другими самолетами разных поколений.

«Главное новшество, которое мы открыли в F-35 — это его высокая оперативная гибкость, — рассказал командир 58-й истребительной эскадрильи на базе ВВС Эглин во Флориде подполковник Джон Снайдер, комментирующий применение F-35. — Нам удается выполнять целый перечень задач, главная из которых — контроль воздушного пространства. Мы можем выполнять и функцию воздушного сопровождения, хотя изначально для этой роли был специально разработан F-22».

Другим приятным сюрпризом было то, что сочетание F-35 с самолетами предыдущих поколений повысило живучесть последних: старые машины не имеют такого же высокотехнологичного сенсорного оборудования, зато зачастую способны нести больше вооружений на борту.

«Мы выяснили, что, хотя они не способны оставаться столь же скрытными и не могут так же серьезно сближаться с противником, как это удается пятому поколению, все же они получают возможность работать более агрессивно благодаря тому, что они обеспечиваются (за счет работающих с ними самолетов пятого поколения — Newsader) более качественной информацией по поводу местоположения целей», — констатировал командир.

Между тем, опыт, десятилетиями получаемый на Red Flag, поистине бесценен, сказал Барретт, который когда-то летал на F-22. Вспоминая трудности, с которыми столкнулись ВВС в ходе первых испытаний F-22, он указал, что поначалу пилоты «не понимали, как управлять пятым поколением» и на первых порах полагались на визуальное восприятие поля битвы, а не на сенсоры, имеющиеся у Raptor. Пилоты не могли увидеть друг друга, что превращало F-22 в плохого «командного игрока.

 

«Нам пришлось пройти через все это», — признался Барретт, рассказывая о «детских» болезнях самолета, который в итоге был признан лучшим в мире ударным истребителем класса «воздух-воздух».

В 2006 году были проведены учения «Норден Эйдж», в которых проводились учебные воздушные бои 12 истребителей F-22 с F-15, F/A-18C и F/A-18E. За первую неделю учений самолёты F-22 условно сбили 144 самолёта противника без потерь со своей стороны. Всего за две недели учений группировка F-22 одержала 241 условную победу, «потеряв» два самолёта.

23 сентября 2014 года в СМИ появилась информация о первом боевом применении F-22 — против исламистов в Сирии. Самолёт нанёс удары по городу Ракка и его пригороду. К февралю 2015 года Raptor выполнили по крайней мере 112 боевых заданий в небе Сирии. К июню 2015 года эти машины включались в состав каждой группы ударных самолётов, бомбящих сирийских боевиков ИГИЛ. Описан один 11-часовой вылет, в котором F-22 наглядно продемонстрировал свою многофункциональность, выполнив ударную задачу, разведав наземные силы противника, наведя на цели другие самолёты и сопроводив бомбардировщики.


В основу проектирования F-22 положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счёт реализации принципа «First look — first kill» (первый обнаружил — первый поразил) на основе технологии «стелс», а также специального радара AN/APG-77, который способен осуществлять активный поиск любого самолёта-истребителя таким образом, чтобы цель не знала, что она облучается.

Между тем, США делают ставку именно на F-35. Общее количество выпущенных и включенных в боевой состав F-22 составляет чуть менее 200 единиц, в то время как только для Америки (не считая союзников) в течение 15 лет планируется произвести более 1,7 тыс. единиц F-35.

F-35 «меняет облик войны»

Год назад ВВС США объявили F-35A достигшим начальной боеготовности. Этот самолет еще пока что ни разу не был задействован в боевых операциях, однако уже успел продемонстрировать свои преимущества в рамках учебных миссий: в ходе февральского мероприятия «Red Flag 17-01» F-35A показал непревзойденные летно-ударные качества. В учебном бою с истребителями F-16, которые фактически исполнили роль российских/китайских самолетов четвертого поколения, команда новейших стелс-бомбардировщиков сумела «уничтожить» 15 единиц условного агрессора и «потеряла» лишь одну машину, сообщил Дэвид Ценциотти в статье для издания The Aviationist. Столь высокого результата — «15 к 1» — этим самолетам удалось добиться в том числе за счет поддержки все тех же F-22A Raptor.

Однако в то время как вклад F-22 в эту победу на мероприятии «Red Flag» остается неясным, преимущества F-35 оказались налицо: выигрыш им обеспечили передовые средства освещения обстановки и системы взаимного обмена данными, которые позволяют пилотам быть более осведомленными об оперативной обстановке, нежели их противники. Благодаря этому им удавалось избегать вражеского ПВО и успешно противостоять оппоненту.

Восхищение вызывала и бесперебойная работа систем F-35A: по данным Ценциотти, за восемь дней полетов в ходе учений 13 задействованных истребителей совершили 110 вылетов — и ни один из них не был отменен по техническим причинам. По итогам миссии общая степень технической готовности F-35 составила 92 процента, в то время как готовность самолетов предшествующего поколения варьировалась от 70 до 85 процентов.

В конце мая в журнале Aviationist был опубликован материал, в котором боевой пилот Алессандро Оливарес рассказал, почему его военные летчики считают F-35 самолетом, который «реально поменяет облик войны будущего». Комментируя все те же учения «Red Flag» 2017 года, он отметил, что это упражнение как нельзя лучше подходит для того, чтобы отработать самые современные сценарии воздушных битв и задействовать в них истребители пятого поколения, имеющие решающее значение для успешного исхода сражения. При этом, по его словам, победа команды F-35 завершилась со счетом 20 к 1, а не 15 к 1, как указывал его коллега несколькими месяцами ранее.

На февральских учениях «Red Flag» команде F-35 предстояло показать весь свой боевой потенциал, проникнув вглубь неизведанной и хорошо защищенной вражеской среды и установив на этой территории тотальное воздушное превосходство над агрессором. По мнению автора Aviationist, самолет оказался хорош именно в качестве координатора боевой операции: выяснилось, что гибкость, возможности и живучесть всех элементов операции многократно возрастают, когда эти передовые машины выходят на поле боя.

 

Как следует из описания Оливареса, пилоты F-35 сражались не в одиночку: как и во время июльских учений, они взаимодействовали с дружественными им самолетами 4-го поколения и в режиме реального времени обменивались с другими игроками всей поступающей информацией.

«В «кризисных» ситуациях союзники должны своевременно отреагировать на стремительно развивающиеся события, — говорится в материале Оливареса. — В ходе миссии «RF 17-1″ самолеты F-35, используя свои возможности по сбору, обработке и передаче данных, сумели выявить угрозы и поразить их виртуальным оружием. Даже тогда, когда F-35 израсходовали все свои боеприпасы, им было предложено остаться на поле боя с тем, чтобы они продолжили помогать команде — вести разведку и передавать информацию союзным истребителям четвертого поколения».

По мнению Оливареса, в этом заключается дополнительная ценность F-35: они способны не только незаметно и молниеносно наносить удары, но и — благодаря своей новейшей аппаратуре — обеспечивать «устаревающим» самолетам превосходство в воздухе, которого те не добились бы без F-35.

«Поверьте, нелегко быть бойцом, выполняющим две роли одновременно — роль атакующего и координатора! Так что вне зависимости от правил боя и фактора самолетов F-22, которые выступили единым фронтом с F-35, коэффициент убийств 20 к 1 против агрессоров — довольно впечатляющее достижение», — заключил Оливарес.

«Анализируя «RF 17-1», я (как летчик-истребитель старой школы), могу сказать, что впечатлен тем, как F-35 подобрался к вражеским объектам, успешно уничтожил их, а затем помог остальным участникам решить задачи управления и контроля, после чего вернулся на базу невредимым», — восхищался автор.

«Все сильно изменилось с появлением самолетов нового поколения», — пишет Оливарес, указывая, что F-35 действуют в качестве менеджеров, способных «видеть» поле битвы так, как «пилот F-15 или пилот F-16 никогда не увидит». По словам Оливареса, это позволит другим участникам битвы — главным «нападающим» — сосредоточиться исключительно на задачах уничтожения наземных и воздушных целей.

Оливарес заявляет, что F-35 фактически неуязвим для самых современных ПВО.

«Сегодня противники могут лишь примерно сказать, где находится истребитель-невидимка. Точное его местоположение им установить не удастся», — замечает Оливарес, добавляя, что в то же время сами F-35 могут незаметно подобраться к цели либо маневрировать для того, чтобы отвлечь врага.

«Реальная дополнительная ценность самолетов пятого поколения (как в рамках RF, так и в ситуации реальных войн) заключается в их способности распределять информационные потоки и управлять полем боя, а также выполнять динамические функции FITS (Find, Identified, Track and Strike — поиск, идентификация, отслеживание, удар), одновременно снижая риск истощения ресурсов и побочного ущерба», — резюмирует автор.

При этом совсем недавно отставной майор Дэн Флэтли, которому довелось управлять самолетом F-35 в ходе испытаний, рассказал о бесполезностиперспективных российских и китайских ПВО в бою против стелс-бомбардировщиков F-35. По его словам, комплекс С-400, которым гордится Москва, в лучшем случае может лишь зафиксировать присутствие этого самолета в небе, однако не способен поразить его до того, как сам F-35 уничтожит российскую противоракетную систему.

В декабре прошлого года экс-секретарь ВВС Дебора Ли Джеймс, анонсировавшая скорое размещение F-35 на в Европе, следующим образом характеризовала их преимущества перед конкурентами: «Уникальное сочетание у них скрытности, гибкости и принципа мультисенсорности (sensor fusion) — все это сыграет важную роль в том, чтобы обнадежить союзников и обеспечить сдерживание».

Термин «sensor fusion» применительно к F-35 означает принцип, согласно которому данные от различных сенсоров — действующих как на самом самолете, так и за его пределами — объединяются в единый поток, в результате чего получаемая итоговая информация содержит меньше неопределенностей, чем если бы эти источники использовались отдельно друг от друга. Тем самым обеспечивается «мультисенсорность» — слаженная работа объединенных в систему разнообразных источников приема и передачи данных. Для пилота F-35 это означает в первую очередь возможность видеть на экране все, что видят другие пилоты, а также специалисты воздушных, наземных, морских и прочих платформ, в том числе командных пунктов.

Будущее стелс-технологий

Несмотря на то, что ВВС США давно являются сторонниками активного использования стелс-технологии, все еще предстоит выяснить, какой ее аспект станет приоритетом для самолетов будущего поколения, условно именуемого NGAD (Next Generation Air Dominance) и PCA (Penetrating Counter Air). Самолет встанет на вооружение не ранее 2040 года, однако ряд экспертов уверены, что работы можно форсировать за счет параллельного проектирования бортовых систем и широкого использования моделирования, говорится в материале Ленты.RU.

По словам все того же Барретта, дававшего интервью изданию Defense News, дизайн самолета будущего поколения предполагает отсутствие крыльев. Этот фактор призван повысить скрытность и живучесть PCA, особенно если получится интегрировать его с имеющейся у F-22 технологией вектора тяги, повышающей маневренность. В целом команда разработчиков планирует сосредоточиться прежде всего на повышении малозаметности.

Барретт тогда признал, что и зарубежные конкуренты США не дремлют, инвестируя в развитие технологий обнаружения, такие как новые системы разведки радаров и сигналов, что предъявляет все более жесткие требования к «стелс»-технологиям. Однако, несмотря на это, американские стелс-самолеты сохранят преимущество перед потенциальными противниками, уверен Барретт. Отметил он и недоказанность того, что Москве и Пекину удалось добиться реальных успехов в конструировании стелс-самолетов.

«У них там есть куча вещей, выступающих за пределами корпуса самолетов, — констатировал собеседник издания. — Все должно оставаться внутри. Как они собираются преодолеть эти проблемы? На всех фотографиях самолета, что я видел, все еще наблюдаются приборы, свисающие с крыльев. Они попросту убивают невидимость».

По его словам, ВВС сейчас избегают терминов вроде «шестое поколение» или даже «следующее поколение», пояснив, что речь идет не о какой-то одной конкретной платформе, резко отличающейся характеристиками от предыдущих, а об интегрированной сети боевых систем.

Помимо летательных аппаратов, обладающих как способностью прорывать ПВО, так и наносить удары, не входя в зону поражения противника, в эту сеть включается ряд киберсистем, космических систем, а также средств радиоэлектронной борьбы. По замечанию Гринкевича, это уже «не совсем тот истребитель», как его привыкли понимать летчики («девять g перегрузки, два киля, пушка и ближний бой»), говорится в публикации «Ленты.RU».

 

Материал подготовил Александр Кушнарь, Newsader

http://newsader.com/38392-defense-news-iyulskie-ucheniya-s-f-35-dokazyvayut-otry/

[:]