[:ru]
Как продвигать литературу в интернете и зачем создавать книжные клубы? Об этом Informburo.kz рассказали спикеры фестиваля KitapFest.
Фестиваль KitapFest – самое масштабное мероприятие, связанное с книгами и литературой, – проходит в Алматы уже четвёртый год подряд. Его организатором выступает благотворительный общественный фонд «Бауыржан». На площадке перед зданием Академии наук прошли книгообмен, бесплатная раздача книг от библиотечной системы, книжная ярмарка от издательств, конкурсы, выставки, поэтическое соревнование, мастер-классы для детей и взрослых.
Основной частью мероприятия были выступления казахстанских писателей. В этом году к ним впервые присоединились блогеры, медийные персоны и общественные деятели, так или иначе причастные к популяризации чтения. У каждого из них свой взгляд на развитие отечественной литературы и проблемы повышения культуры чтения. Informburo.kz поговорил со спикерами фестиваля, которые каждый в своей сфере занимаются развитием чтения и книжного рынка в Казахстане.
Писательский труд может оплачиваться
Успешные издательские проекты в Казахстане – явление ещё более редкое, чем успешные писатели. Большинство крупных издательств живут только за счёт госзаказа, а небольшие существуют на деньги состоятельных спонсоров и не окупают свои расходы.
Одним из немногих исключений стал литературный проект «Сөз», созданный частным фондом Досыма Сатпаева. Начав свою деятельность в марте 2016-го с презентации книги воспоминаний журналиста Вадима Борейко «Котелок», фонд выпустил пять книг. Самой успешной из них стал сборник рассказов режиссёра Ермека Турсунова «Мелочи жизни», переживший уже три переиздания. Известный политолог и общественный деятель Досым Сатпаев рассказал, что побудило его стать издателем:
– Для меня это в большей степени хобби, а значит, и занимаюсь я этим с удовольствием. Когда все начиналось, стимул был вполне конкретным. Я часто бывал в книжных магазинах и замечал, что там почти не найти наших авторов. Полки с отечественной литературой очень скудны и, как правило, ютятся на задворках. Мне показалось, что это неправильно и за 25 лет независимости у нас должна была вырасти своя литература. Когда мы проводили литературный конкурс «Алтын калам», я понял, как много у нас интересных и талантливых людей, пишущих книги. Появилось желание способствовать их продвижению. Книгоиздание – это лишь одно из направлений нашего частного фонда, который занимается культурно-просветительской деятельностью. Изначально я исходил из того, что, продавая книги, буду зарабатывать на издание новых. Хотелось запустить сам процесс, чтобы со временем к нему подключились другие люди с большими возможностями. Отчасти так и случилось. Мы наладили сотрудничество с компанией «Меломан», которая доиздаёт наши книги. Они выпустили несколько тиражей «Котелка» и второе издание «Мелочей жизни». Книга Ермека Турсунова – это пока что наш самый большой успех. Первое издание в две тысячи экземпляров разлетелось за полтора месяца. С этой книгой мы впервые смогли покрыть свои расходы.
Досым отмечает, что в Казахстане нет книгоиздания в классическом виде, когда издательство выпускает книгу «под ключ» и берёт на себя её выпуск, раскрутку и распространение. В России эта схема хорошо отработана, и писателю остаётся только сдавать книги в срок, получая гонорар. В рамках проекта «Сөз» Досым Сатпаев решил реализовать эту модель.
– Наш опыт доказал, что писательский труд в Казахстане может оплачиваться. Мы ввели практику выплаты гонораров авторам. Статус писателя в нашей стране должен подниматься, люди должны воспринимать это дело не как способ самовыражения, а как реальную работу. Если говорить о раскрутке книг, то мы использовали для этого различные каналы. В интернет-изданиях и соцсетях выкладывались отрывки книг, которые привлекали читателей. Мы обнаружили что большой эффект даёт формат прямого общения с читателями, когда они могут задать вопрос автору и взять у него автограф. Во время таких встреч и презентаций расходится очень много книг. Ещё одна интересная особенность, которую я заметил: печатные книги в Казахстане покупают лучше, чем электронные. Кстати, вопреки распространённому мнению молодёжь у нас вполне читающая. Моя знакомая как-то рассказывала, что племянники подарили ей книгу Ермека Турсунова, сказав, что она очень популярна среди молодёжи. Это было для меня неожиданностью, ведь мы считали, что она интересна только аудитории от 30 до 50.
Полезные книги всегда популярны
Автор популярного трёхтомного самоучителя по казахскому языку «Ситуативный казахский» Канат Тасибеков также считает, что писательский труд в Казахстане может приносить деньги, при условии, что книги будут полезны читателю. По образованию учёный-коневод, Канат долгое время занимался бизнесом в сфере сельского хозяйства. В какой-то момент он решил написать руководство по изучению казахского языка, ориентируясь на собственный опыт. Трёхтомник «Ситуативный казахский» стал настоящим бестселлером, общий тираж книг составил более 36 тысяч экземпляров.
– В возрасте 50 лет у меня возникла потребность учить родной язык. Я делал это самостоятельно, а в процессе оставлял какие-то заметки для себя и близких. Чуть позже я понял, что материала набралось для полноценной книги. Мне хотелось поделиться своим опытом и знаниями с другими. Я написал первую книгу и вложился в её вёрстку и иллюстрации. Потом на свои средства отпечатал первый тираж в 1000 экземпляров в частной типографии. Книги разошлись очень быстро, и пришлось заказывать второй тираж. Так постепенно она разошлась по многим книжным сетям. По сути, все три книги – это самоучитель казахского языка для взрослых русскоязычных людей. Я старался приблизить её к сегодняшним реалиям и описывал те выражения, которые могут пригодиться в наиболее распространённых жизненных ситуациях, таких как свадьбы, похороны, рождение ребёнка, где уместно говорить на казахском. Думаю, этим она выгодно отличалась от большого количества словарей и методичек, которые были представлены на нашем рынке.
Тасибеков считает, что литература, востребованная аудиторией, всегда окупит себя. Он советует писателям пробовать свои силы и не бояться рисковать, вкладывая собственные средства в издание книг, если они уверены, что их произведения найдут отклик у читателей.
– Я конечно не могу говорить о каких-то художественных достоинствах моих книг, но в целом старался подавать полезную информацию с юмором, некой долей иронии. Думаю, нестандартный подход – это один из секретов успешной литературы.
Соцсети для раскрутки чтения
Распространено мнение, что развитие соцсетей и бурный рост количества контента в интернете рассеивают внимание современного человека и убивают в нём желание читать книги. Отчасти это верно, однако эти же факторы открывают перед современными любителями литературы новые возможности неограниченного доступа к информации и общения с единомышленниками.
Автор книжного блога на YouTube «Читать Модно» и преподаватель литературы Алия Кадырова считает, что соцсети можно эффективно использовать для популяризации чтения.
– Основная мысль, которую я хочу донести через свой блог – люди свободны читать то, что им нравится. Я борюсь с установкой, что есть какой-то обязательный список литературы, который делает человека интеллигентным и начитанным, которую многим из нас вбивали с детства. Я думаю, такой подход как раз и отпугивает многих людей от чтения. Для меня чтение – это в первую очередь инструмент общения, причём один из самых крутых. Через книгу ты можешь общаться с автором, который жил много лет назад и имел уникальный опыт. Хотелось бы, чтобы люди у нас больше читали и писали, создавая новые смыслы и идеи.
Алия работает учителем литературы в одной из частных школ Алматы. Она заметила, что её подопечные, ученики 5-7 классов, не только живо интересуются чтением, но и стремятся выражать свои мысли через текст. Главное, по её мнению, не убивать в них желание развиваться.
– Многие люди сетуют, что дети и подростки сейчас мало читают. Я думаю, что они читают больше, чем мы, в том числе и благодаря интернету. С одной стороны, это инструмент чтения, позволяющий получить доступ к тем книгам, о которых мы раньше даже не знали. С другой стороны, интернет формирует книжное сообщество. В сети можно найти рекомендации и обсудить прочитанное с другими людьми. Если посмотреть на контент популярных книжных блогеров, то можно заметить, что самыми популярными становятся ролики, посвящённые подростковой литературе. Молодежь читает довольно активно, и это порождает новую моду на чтение.
Книжные сообщества
Активные читатели в сети создают локальные сообщества. Одно из самых крупных подобных объединений в Казахстане – I Book You. Появившись в 2013 году как авторский блог с рецензиями на книги, он быстро перерос в проект, посвященный чтению и литературе. I Book You объединяет в себе группы в Instagram и Facebook с отзывами на книги, литературный журнал, видеоблоги, акции книгообмена и книжный клуб, раз в месяц собирающийся в одном из городских кафе. Мероприятия сообщества проводятся в нескольких городах Казахстана, собирая в офлайне до 200 человек.
– Социальные сети – это инструмент, и его можно использовать как во вред, так и во благо. Мы с помощью него пропагандируем чтение. У нас нет спонсоров или инвесторов. Люди делают всё на добровольных началах, в свободное от основной работы время. Мы проводим самые масштабные акции книгообмена, в некоторых городах буккроссинг был проведён впервые. Записываем серию роликов «Одобрено лучшими», в которой известные медийные личности делятся рекомендациями по книгам. Также совместно с астанинским книжным клубом третий год подряд запускаем писательский марафон, в котором может принять участие любой желающий, – рассказала соавтор проекта Айна Досмахамбеткызы.
Общее число подписчиков I Book You превышает 25 тысяч человек. Каждый месяц сообщество проводит встречи книжного клуба, где участники обсуждают книгу, заранее выбранную на общем голосовании. Такое «групповое чтение» мотивирует людей прочитывать хотя бы одну книгу в месяц.
– У нас в книжном клубе есть парень, который до этого не интересовался чтением. Теперь он приходит на каждое наше собрание. Предлагая очередную книгу, мы стараемся выбрать что-то интересное большому кругу людей и в то же время заставляющее задуматься о важных вещах. К примеру, на прошлом собрании обсуждали книгу Пола Каланити «Когда дыхание растворяется в воздухе», о враче с онкологическим заболеванием. Одного из участников клуба так тронула эта книга, что благодаря ей он смог простить врачей после смерти своей мамы. Сейчас сложно выбрать что-то стоящее из моря литературы, которое захлестнуло книжные магазины. Наш проект направлен на то, чтобы помочь отделить зерна от плевел, – добавляет Айна.
В выступлениях многих спикеров на фестивале звучала мысль о необходимости создания свободной платформы, которая бы объединила писателей и читателей и дала отечественным авторам возможность представить свое творчество. С проектом такой площадки в формате литературного клуба выступил журналист Сырым Иткулов и начинающий писатель Гулнар Жандыбаева. Они планируют на регулярной основе проводить встречи молодых литераторов с читателями для обмена опытом, совместного мозгового штурма над новыми книгами и их продвижения на рынке.
– Формат подобных клубов распространён за рубежом. Там начинающие писатели регулярно встречаются с читателями. У нас же есть киноклуб Олега Борецкого, который внёс большой вклад в продвижение киноискусства. Почему бы не создать нечто подобное в сфере литературы? У нас в стране сложилась такая ситуация, когда литература находится в состоянии стагнации, но при этом есть много талантливых пишущих людей. Мы хотим дать им площадку, на которой они смогут встретиться с аудиторией и понять запросы читателей. В такой атмосфере развивается совместное творчество, когда читатель становится как бы соавтором. Мы также планируем приглашать на встречи представителей издательств, чтобы они могли находить интересных авторов.
Писательский шатёр
В настоящий момент авторы проекта ведут переговоры с писателями и издательствами. Они также надеются на поддержку со стороны Министерства культуры. По словам Сырыма Иткулова, проект стартует в рамках литературного конкурса «Алтын Калам». Продвигать свой проект он планирует через соцсети, проводя трансляции встреч клуба в Facebook и YouTube.
Неизвестно, насколько успешным и долговременным окажется эта инициатива, однако площадка для встреч казахстанских писателей с читателем и продвижения литературы уже существует, и это сам фестиваль KitapFest. Уже четвёртый год подряд он неизменно вызывает большой интерес у алматинцев. На площадке фестиваля происходит диалог между представителями издательств, библиотек, писателями и читателями. Среди посетителей можно заметить много детей и молодёжи. Возможно, именно этот факт является главным показателем того, что интерес к чтению в обществе возрождается, а отечественная литература получает новое дыхание в лице независимых писателей-энтузиастов.
https://informburo.kz/stati/kak-socseti-i-internet-pomogayut-prodvigat-chtenie-i-otechestvennyh-avtorov.html
[:]