АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Асет Далелхан. Казахстан. Наш путь — «Нурлы Жол».[:]

[:ru]

Госпрограмма инфраструктурного развития «Нұрлы жол» стала мощной превентивной мерой в ответ на глобальные вызовы и угрозы, стоящие перед нашей молодой республикой. 

НЭП – новая экономическая политика XXI века

Ровно три года назад, 11 ноября 2014-го, Глава государства Нурсултан Назарбаев озвучил очередное Послание народу Казахстана. Примечательно, что впервые стратегический документ был оглашен не в начале следующего года, а под занавес предыдущего. Ежегодное обращение к нации стало внеплановым, оно состоялось не в стенах Парламента, как обычно, а на расширенном заседании политсовета партии «Нур Отан». Причина тому — сложные процессы в мировой экономике, геополитический кризис, негативные последствия которого уже сказывались на социальном самочувствии казахстанцев. Необходимо было оперативно реагировать.

В ходе заседания Президент объявил десятиминутный перерыв, отправив однопартийцев «размять ноги», а затем сделал важное политическое заявление. 

– Я из своего опыта предчувствую, что ближайшие годы станут временем глобальных испытаний, – сказал Елбасы. – Будет меняться вся архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут далеко не все страны. Этот рубеж перейдут только сильные государства, сплоченные народы. У нас нет времени на раскачку. Сегодня, отвечая на вызовы, которые стоят перед нами, я объявляю о новой экономической политике Казахстана под названием «Нұрлы жол». Ее стержнем станет план инфраструктурного развития.

«Нұрлы жол» в переводе с казахского — «путь в будущее». Как настоящий стратег, Нурсултан Назарбаев пошагово расписал, что делать и куда стремиться. Госпрограмма рассчитана на пять лет (2015-2019 годы), и уже третий год успешно выполняется. В республике развернулось небывалое доселе, крупномасштабное строительство автодорог, жилья, школ, больниц, высоковольтных линий электропередачи, инженерных коммуникаций и многого другого.

НЭП «Нұрлы жол» производит мультипликативный эффект и на другие отрасли экономики: производство цемента, металла, техники, битума, оборудования. В соответствии с поручением Президента на необъятных просторах Казахстана создается единая транспортная сеть: от Астаны до самых до окраин протягиваются автомобильные, железнодорожные и авиационные магистрали. В целях поддержки экономического роста и занятости населения решено выделить 1 трлн. тенге из Национального фонда. Эта мера стала действенным инструментом антикризисного регулирования. Сейчас льготные кредиты получает малый и средний бизнес, проводится масштабная реконструкция жилищно-коммунального хозяйства, а также строительство доступного жилья для молодых семей.

Стоит назвать лишь несколько недавно построенных крупных объектов, чтобы понять, какую роль играет программа «Нұрлы жол» в развитии страны и улучшении жизни казахстанцев. Это новый терминал аэропорта Астаны, который только во время проведения международной выставки ЭКСПО-2017 обслужил более 500 тыс. пассажиров. Это шестиэтажный железнодорожный вокзал «Астана-Нұрлы жол», названный Президентом «новой гордостью столицы». Это железнодорожная линия Боржакты – Ерсай, по которой доставляются грузы в порт Курык на Каспии. Кроме того, ведется реализация 22 автодорожных проектов общей протяженностью 4,4 тыс. км, продолжается создание логистического хаба на границе с Китаем.

По оценкам экспертов, программа «Нұрлы жол» стала настоящим двигателем экономического роста. Достаточно сказать, что только в сфере дорожного строительства были созданы десятки тысяч новых рабочих мест. Так, на днях началась реконструкция автодороги Актобе-Атырау длиной 500 км, где получат работу 2000 человек.

Кроме того, реализация инфраструктурных проектов уже позволила сократить число аварийных и трехсменных школ в регионах страны, помогла решить проблемы тепло- и водоснабжения, газификации населенных пунктов. Ввод жилья по республике достиг 8 млн. кв. метров, что на 10% больше прошлогоднего показателя. В целом в текущем году жилищные условия смогли улучшить без малого 29 тыс. казахстанских семей.

С ветерком по автобану

Несомненно, один из наиболее важных пунктов плана «Нұрлы жол» — строительство автодорог по 5 основным направлениям: Центр – Север, Центр – Восток, Центр – Юг, Центр – Запад и Юг – Восток. Указанные направления сформируют развитую дорожно-транспортную инфраструктуру с интеграцией в международную сеть транзитных коридоров. Транспортные артерии как кровеносные системы экономики свяжут Астану по лучевому принципу с городами Алматы, Актобе, Усть-Каменогорском и Шымкентом, которые в свою очередь будут региональными центрами притяжения.

В частности, в Алматинской области в последние годы развернулось масштабное дорожное строительство: на эти цели региону выделено самое крупное финансирование в стране. В числе проектов – участки автотрасс Западная Европа — Западный Китай, Алматы – Астана и Алматы — Усть-Каменогорск.

Еще несколько лет назад главная транспортная артерия Жетысу, дорога Алматы – Талдыкорган протяженностью 260 км (часть магистрали Алматы — Усть-Каменогорск) считалась одной из самых проблемных. Рельеф местности изобилует крутыми спусками и подъемами, ежегодно в авариях гибли сотни людей. Каждой весной на узком двухполосном шоссе разрушалось асфальтное покрытие, проложенное еще в далекие 1970-е годы. Регулярно проводился ямочный ремонт, однако качество дорожного полотна все равно оставляло желать лучшего.

Сегодня трассу не узнать: построен скоростной автобан, отвечающий самым современным стандартам. На месте старого покрытия, которое полностью срезано, уложен асфальтобетон, способный выдержать увеличенную нагрузку на ось. От Талдыкоргана до Капшагая дорогу сделали четырехполосной, а от Капшагая до Алматы (где интенсивность движения больше) ее расширили до 6 полос.

Объект построен со всеми необходимыми ограждениями, с широкой разделительной полосой посередине. Чтобы выровнять сложные изгибы на перевалах, подрядчики провели взрывные работы. Теперь водитель может видеть путь на расстоянии до километра, и все это существенно снизило уровень аварийности. Автолюбители уже испытали на прочность качество новой «бетонки», по их отзывам, трасса – одна из лучших в стране.

На реализацию проекта по программе «Нұрлы жол»  выделялось около 120 млрд. тенге. По оценкам специалистов АО «НК «КазАвтоЖол», качество дорожного полотна аналогично автобану Астана — Бурабай. Срок службы цементобетонной конструкции – 20-25 лет без капремонта.

Сейчас на капшагайском участке трассы обустраивают пункт приема оплаты. Стоимость проезда составит 1 тенге за километр для легковушек. Это делается для того чтобы дорожные службы содержали объект в надлежащем состоянии: в летний период проводили мелкий текущий ремонт дефектов, а зимой чистили дорогу от снега и льда.  

Совсем недавно завершилась реконструкция трассы Алматы-Хоргос — одного из ключевых отрезков трансконтинентального проекта Западная Европа – Западный Китай. Здесь уложено цементобетонное покрытие, сооружено 80 мостов, 13 транспортных развязок, несколько сотен водопропускных труб.

Тем самым в Алматинской области появился новый четырехполосный автобан  с разделительной полосой, барьерным ограждением, путепроводами. Если раньше путь от Алматы до Хоргоса, что на границе с Китаем, занимал около 5 часов по Кульджинскому тракту, то по новой дороге время сократилось почти вдвое – до 2,5-3 часов. В этом есть немалая заслуга проектировщиков: трасса проложена в обход населенных пунктов, что на 50 км уменьшило ее протяженность, а также значительно повысило безопасность. Как известно, Кульджинка проходит по территориям поселков Гульдала, Енбекши, Байтерек, Ават, Балтабай, Ащысай и Тескенсу.

Здесь также, как и на «капшагайке», обустроят пункты приема оплаты и камеры видеофиксации. Тариф за проезд установят в зависимости от типа автомобиля. Ну и третьим автобаном Жетысу будет Большая алматинская кольцевая автодорога (БАКАД), которая опояшет Алматы транспортным полукольцом и избавит город от многокилометровых пробок. Как сообщил на днях министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, строительство БАКАД начнется весной следующего года.  

Транзитный хаб на границе

Впрочем, автодорога Алматы-Хоргос служит не только частью транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай, но и одним из компонентов мощного транзитно-логистического хаба, создаваемого на границе с Китаем, в Панфиловском районе Алматинской области. В него также войдут железная дорога Жетыген-Коргас, СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» и международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос».

По оценкам международных экспертов, страны, в которых проложены транспортные коридоры, на транзите грузов ежегодно зарабатывают около 1 трлн. долларов. У Казахстана есть все шансы стать одним из таких межрегиональных центров, своеобразным мостом между Западом и Востоком. Подсчитано, что срок транспортировки грузов морским путем от китайского порта Ляньюньгань до границ с Евросоюзом составляет 45 суток. По железной дороге время в пути сокращается до 14, а по автокоридору Западная Европа – Западный Китай товар можно будет доставить всего за 10 дней.

Как отметил в одном из своих выступлений Президент Нурсултан Назарбаев, программа «Нұрлы жол» оказывает огромный эффект и на смежные сферы: вдоль строящихся автодорог предусмотрено обустройство современных кемпингов, торгово-развлекательных зон, пунктов медицинской помощи, общепита, СТО, заправочных станций. Это станет стимулом для развития туризма и малого бизнеса, обеспечит рост экономики, повысит благосостояние местных жителей.

Алтынорда

[:]