[:ru]
«Это был хан замечательный,
он ввел порядок в Орду …
В его царствование Золотая Орда достигла
высшей степени своего блеска и могущества»
(Н. Веселовский)
«Он –один из тех семи царей,
которые величайшие и могущественные цари мира»
(Ибн Баттута)
«Магометанские устремления Узбека
не помешали ему проявить себя
весьма либеральным
по отношению к христианству
(Р. Груссе)
Казалось бы, по идее величественный памятник этому тюркскому императору, самодержцу Золотой Орды, хану Великой Степи, который оставил неизгладимый след в истории Казахстана и всей Евразии должен давно возвышаться в центре Астаны – столицы современного Казахстана. Но в силу целого ряда неблагоприятных факторов и, в целом, незрелости Тюркского сознания, эта великая личность остается в тени (или полутени) научной историографии, будучи пока НИЧЬЕЙ в духовном наследии Евразии.
Именно из-за блестяще выполненной им великой интеграционной и цивилизационной миссии на просторах Евразии правитель Золотой Орды Гийас ад-Дин Султан Мухаммед Öз-бек (1312-1342) сейчас оказался … никому ненужным, т.е. ввиду преобладания этноцентристского и узкоконфессионального подхода к истории. Так, для государственной идеологии Монголии он чужд как иноверец-мусульманин и тюрок, для Татарстана – неудобен как кочевник и полумонгол, любивший Степь (а может, нежелателен с точки зрения взаимоотношений с федеральным Центром и русоцентрической идеологией). Так чей же ты, великий Гийас ад-Дин Султан Мухаммед Oз-бек – хан?!
…Кстати, о памятниках. Монумент в честь выдающейся личности – это не обязательно изображение его лица и фигуры, тем более если достоверный портрет не сохранился (отсюда – все ляпсусы и даже анекдотичные случаи с нашими национальными батырами и ханами). На самом деле память благодарных потомков герою (или всем героям) можно оригинально увековечить, прибегая к абстрактным монументальным формам, космическим и теологическим символам, при помощи самых разных архитектурных форм – например, виде гранитного шара, человеческой ладони, триумфальной арки или башни-минарета с изображенным в навершии духовным символом.
В данном случае с Оз-бек–ханом напрашивается, например, изображение раскрытой книги Корана, жезла и золотого шлема хана-правителя. Главное – выгравированная на постаменте надпись на нескольких языках, включая помимо казахского английский, арабский, турецкий, русский и китайский (поскольку Астана превращается в центр международной интеграции в Евразии, также учитывая глобальный характер деятельности этой великой личности). Надпись, гласящая о том, что памятник символизирует память и уважение благодарных потомков к легендарному хану Великой Степи. На самом деле, в Тюркском Сознании, в Шежіре Казахов, в этих устных «летописях» номадов 30-летнее (!) царствование Гийас ад-Дина Султан Мухаммед Оз-бек–хана было обозначено как Время Счастья и Славы, Кочевой Идиллии и Прогресса, по казахски: «бақ қонған», «құт береке дәуірі».
Пока только воображаемый в нашем сознании памятник великому хану в Астане одновременно символизировал бы истоки Евразийской Интеграции, ведь истоки дружбы народов, международной торговли, длительного общения кочевников Великой Степи с Русью лежат в Золотой Орде. Можно сказать, это был бы памятник в честь величия Золотой Орды. Современный Казахстан законно претендует на историческую и духовную преемственность как с Великим Тюркским каганатом (отсюда – символ: копия стелы Культегина), так и Золотой Ордой. Дело в том, что на Волге находилась только столица империи и городская ее часть, а 90% огромной территории Орды составляла Великая Степь, Дешт-и Кыпчак. Поэтому нельзя «отатаривать» наследие Золотой Орды, это значит – ее обеднить и урезать.
На самом деле Ак Едил (Волга) и Великая Степь были в симбиозе, неразрывной связи, так же, как и казахский и татарский народы являются братьями навеки. В то же время ради справедливости надо сказать, что военно-политическая мощь Золотой Орды держалась на силе кочевников – кыпчаков и тюркизированных монголов. Сами ханы были натуральными кочевниками, они любили Степь, Дешт-и Кыпчак, и вслед за Джучи остались верны ей. При этом они, что немаловажно, внесли беспрецедентный вклад в духовное и материальное процветание Степи в контексте тюрко-монголо-мусульманского Ренессанса XIV в.
Далее отметим, что начиная с XIV века совершенно неправомерно называть ханов и кочевую знать Золотой Орды монголами, т.к. уже с конца XIII века они были ассимилированы многократно превосходящей их численно тюрко-кыпчакским этническим элементом, коренными жителями Дешт-и Кыпчака. Берке, Оз-бек, Тохтамыш и многие другие правители Золотой Орды считали своим родным языком тюркский (кыпчакский) и исповедовали суннитский ислам; в их жилах текла уже не одна монгольская кровь. Самой значительной была в них доля кыпчакской, а также и других кровей (полиэтничность была чертой империи, прежде всего ханы брали в жены арабок, гречанок, славянок, аланок и пр. Например, Оз-бек хан описывается в источниках как мужчина с красивыми, европеодными чертами лица).
Золотая Орда уже на этапе зрелости, став независимой от Каракорума, перестала быть монгольским явлением, это государство по-другому называлась «Кыпчак», позже – «страна Оз-бека»; арабы называли ее «Северное государство». Поэтому Султан Мухаммед хан Оз-бек – не монгол, а тюрок. Почему-то Тамерлана (Амира Тимура), хотя он тоже был тюркизированным монголом, в Узбекистане давно и безоговорочно считают своим тюрком, тогда как у нас почему-то всегда любят копаться и находить в любом великом предке монгола. Итак, в нашем тюркском, казахском сознании требуется в должной мере демонголизировать феномен Золотой Орды.
В дальнейшем мы вернемся к вопросу, почему и кому было выгодно предание забвению «золотого века» и «осевого времени» Золотой Орды, и в особенности принижение в ее политическом и цивилизационном содержании исламского фактора и кыпчако-тюркской составляющей. В связи с этим и было осуществлено подлое искажение исторической роли и духовного образа Султан Мухаммед хана Оз-бека (повернув, как говорится, на 180 градусов), через миф об исламизации кочевников Золотой Орды «огнем и мечом» (хотя как раз «огнем и мечом» крестивший Русь князь Владимир сейчас в России канонизирован как святой), а также через методы замалчивания и табу.
И до сих пор в России, в Казахстане определенным категориям ученых и идеологов все еще нужно, чтобы при слове «Золотая Орда» у массы возникали ложные ассоциации с иностранными персонажами (из истории Монголии и зарубежной Азии) – Чингис ханом, монголами; чтобы народы путали в своем сознании разные периоды империи Чингис хана и отделения от нее Золотой Орды; также и в отношении последней фазы 1) истоков, генезиса, борьбы и становления, затем нового государства 2) синтеза, расцвета и цивилизации, и наконец, 3) глубокого кризиса, упадка и гибели. Отсюда и плодятся недопонимание и ложные стереотипы.
Хотя справедливости ради скажем, что российские ученые и историки царской эпохи (конца XVIII-нач.XX вв.) были весьма объективны в оценке Золотой Орды. Честные русские исследователи, как Н. Карамзин, Н. Веселовский, В.Бартольд – все они писали с уважением об Оз-бек – хане и великой монголо-тюркской империи. Фальсификация и различные табу начались, разумеется, в Советскую эру. Те, кто пытался в это время моделировать коллективное сознание тюрков, тонко манипулировать нашими подсознательными чувствами, создавали такие исторические труды, художественные фильмы или картины, через которые Золотая Орда неизбежно будет ассоциироваться с жестокостью орд язычников, собирателями дани «баскаками» ( «иссушающее иго» – это признак как раз кризиса и последней фазы империи, т.е эпохи после Оз-бека).
Идеологи старались, чтобы советские и постсоветские тюрки на худой конец связывали образ Золотой Орды с непривлекательной первобытной жизнью Степи: исключительно «натуралистическими» эпизодами, как приросшие к своим лошадям отсталые кочевники, сцены с беркутами, волками, степной флорой и фауной, охотой и войной, т.е. с чем угодно, но только не с блестящей цивилизацией.
«Золотоордынская цивилизация» и империя – это был бы опасный образ, который мог разбудить любовь к своей истории. А это, например, манящий издали средневековый мегаполис Востока – Сарай ал-Джадид, огромные дворцы и библиотеки, гости-иностранцы, византийские и арабские послы, принцессы Сарая, прогуливающиеся по Волге на золотых лодках, их ослепительные наряды и украшения, позолоченные кареты жен и дочерей степной аристократии, сопровождаемых многочисленной свитой; могучие статные воины с горделивой осанкой, белые юрты-дворцы «хан шатыр», золотые шлемы, булатные мечи с выгравированными на рукоятках аятами из Корана и т.д.
Итак, разговор наш – именно о незаслуженно забытом современными казахами великом Оз-бек–хане, которого на самом деле надо называть гордым и красивым официальным именем и титулами, которые он принял после обращения в мусульманство. Это полное имя – Гийас ад-Дин Султан Мухаммед хан. К титулу можно добавить эпитет Великолепный или Кануни (да, так он может оцениваться нами сквозь призму веков, с высоты ХХI века; на самом деле бывает, что тот или иной дополнительный эпитет/титул дают великим личностям историки и потомки через многие века). «Кануни» – означает Законодатель, и это тоже справедливо в отношении великого Оз-бек хана.
В конце концов все это будет служить необходимой реинтерпретации культурно-исторического наследия, освобождению, деколонизации национального сознания, ибо слишком уж засели в сознании современных казахов чертовски притягательные образы чужих императоров, российских или китайских, чужих падишахов, арабских шейхов, сулейманов и пр. Даже можно добавить к его имени и титулу почетное имя Qazaq – исходя из того, что слово это было известно в Дешт-и Кыпчаке с XI века; вообще, казахи де факто, под другим собирательным именем, всегда были и до Казахского Ханства, это признает историческая наука. И даже если не по прямому происхождению, но по духу, силе, отваге, доблести, свободолюбию, культуре, мудрости и вкладу в ренессанс Великой Степи император Золотой Орды является Истинным Казахом. Этимологически «казах» – значит «свободный», почему тогда нельзя дать такой почетный титул великому хану Золотой орды, т.е. хотя бы в метафорическом, если не в строго этническом значении?
Не стоит скрывать, что по мере укрепления Независимого Казахстана, роста его престижа в мире в условиях глобализации, международных связей, интеграции Евразии мы чувствуем на подсознательном уровне отсутствие в багаже нашей коллективной исторической памяти яркой личности Героя и Императора, идеала и вдохновителя проектов подлинно глобального масштаба, которая могла бы конкурировать с российскими царями, турецкими, персидскими падишахами прошлого. Керей и Джанибек, Абылай хан и Кенесары – при всей их харизме и нашей любви к ним объективно не дотягивают до этого уровня, т.к. само Казахское Ханство – это этническое государство и всего лишь осколок Золотой Орды. В эпоху Керея или Абылая уже не было того имперского блеска, моды, красоты, могущества и славы, не было былого авторитета тюрков Евразии на международной арене; более того, начался уже декаданс, и казахов со всех сторон одолевали враги.
При нехватке фигуры мирового масштаба многие казахи бессознательно ухватились за Чингис хана, готовые люто драться с кем угодно, лишь бы доказать, что «он — наш». И таких соотечественников можно психологически, морально понять. Однако они вынуждены ревниво оглядываться в сторону Монголии, которая, между прочим, всегда проводит четкий водораздел между монголами и тюрками, и не собирается делить Чингис хана с кем бы то ни было. Самое главное, глобальное общественное мнение не воспринимает такую заявку казахов всерьез.
Еще есть одно серьезное «но»: не все казахи и тюрки готовы поддержать в качестве эталона супергероя Чингис хана. Ибо для многих, возможно, миллионов людей он все равно остается разрушителем и жестоким зачинщиком войн. Мешает полноценному принятию этой личности и серьезные разъединяющие факторы этно-языкового и религиозного порядка (определенно известно, он не говорил по тюркски и был далек от мусульманства).
К тому же если в современном мире, который устал от терроризма и войн, Казахстан хочет позиционировать себя миротворцем и сторонником гуманистической цивилизации, имя и образ Чингис хана однозначно не будут служить такому имиджу. Все знают, что только во втором, третьем и четвертом поколениях монголов-завоевателей появились настоящие строители и созидатели, которые нейтрализовали прежний деструктивный дух и компенсировали масштабные разрушения предков. В этом русле очень повезло современным узбекам с фигурой Амира Тимура, гениально соединившем в себе государя, полководца, покровителя науки, шариата и т.д.
Но, слава Богу, выход есть: такая личность у нас была, и это – вовсе не выдумка или мифологизация. Как говорится, сам Бог велел нам возродить имя и славу великого Султан Мухаммед хана Оз-бека – который был для нас, народов Великой Степи и всей тюркской Евразии нашим Петром Великим, Тамерланом и Сулейманом Великолепным. Он был архитектором и строителем возрожденной Золотой Орды (которая при нем торжественно присягнула на Коране в верности Исламу) и подлинным вдохновителем евразийской интеграции, в которой он использовал не столько силу меча, но прежде всего силу веры, мудрость и дипломатию.
Как написал о нем историк-хронист ал-Муфаддал: «…Это молодой человек красивой наружности, отличного характера, прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный», а географ и историк ал-Айни отметил: «Он был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил ученых, слушался [советов] их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро..». И даже хулагуидский (Иран) историк Вассаф, которого из-за вражды двух государств никак нельзя заподозрить в дружелюбии к Оз-бек-хану, был также вынужден сказать о нем правду: «Благочестивый царевич Узбек, сын Тоглука, сына Токтая, сына Менгу-Тимура, обладал божественной верой и царским блеском».
Как созидатель и покровитель религии и цивилизации, Султан Мухаммед хан был эталоном средневекового кочевника-мусульманина, явив собой и первого правителя Степи мусульманского образца (с этой точки зрения – Касым хан или Абылай хан – это уменьшенные копии Султан Мухаммед Оз-бек хана). В то же время он был преемником государственных традиций, военного могущества и славы Чингис хана и Джучи хана – предка всех казахских султанов и ханов.
Предметом особой гордости должен быть факт, что Султан Мухаммед (Оз-бек) был не просто ханом, а именно ханом-императором, самодержцем Золотой Орды, монархом. Вообще, стороннего наблюдателя не может не поразить глубина исторического беспамятства, постигшего наш народ в ХХ веке: ведь на самом деле не Ленин и Сталин, и даже не Чингис хан и Абылай хан, а именно император Султан Мухамед хан должен был всегда оставаться законным и истинным кумиром всех поколений казахов и всего тюркского мира Евразии до сегодняшних дней?!
Одна из причин замалчивания этой великой личности историками и политиками современного Казахстана связано, возможно, с «неудобным» именем Узбек (Öз-бек, Üzbәk), влекущим к странным ассоциациям. На самом деле старое языческое имя можно и даже нужно указывать в лишь в скобках, а в народной памяти и официальной историографии следует возрождать и популяризировать его полное новое имя, которое он добровольно принял. С этим гордым именем он претворил в XIV веке на просторах Евразии великий проект по имени «Золотая Орда» (хотя основателем Золотой Орды считается Бату, но, повторяем, подлинного могущества, блеска и цивилизационной зрелости это государство достигает при Оз-бек хане).
Хотя здесь стоит заметить, что смущение от имени Узбек (Оз-бек) – совершенно неуместное и говорит лишь о невежестве людей, т.к. Узбек – это личное имя хана, т.е. не Узбек хан происходит от узбеков, а узбеки – это историческое эхо Узбек хана. Если иметь правильное историческое сознание, то все мы, тюрки центральной Евразии: и казахи, и башкиры, и татары, и узбеки – так или иначе приходимся духовными и этническими детьми Узбека, Султан Мухаммед-хана. Мы все – «узбеки» в смысле соучастия и сопричастности к славе великого устроителя Золотой Орды и эталону номада-мусульманина. В особенности кочевников Дешт-и Кыпчака в течение много столетий при жизни и после смерти Узбек хана иностранцы продолжали знать как «узбеков». Даже после откочевки Джанибека и Кирея и создания Казахского Ханства многие соседи долгое время называли нас «казак-узбеками».
И все же можно психологически понять то обстоятельство, что звучащее как этноним имя «Узбек хан/Оз-бек» не совсем удобно для современной Евразии и казахов, в частности. И вот, пожалуйста, решение: в письменных источниках, ярлыках и др. документах фигурирует официальное имя этого правителя Гийас ад Дин Султан Мухаммед (Оз-бек) хан. В данном государевом титуле также важно, что впервые потомок Чингис хана называет себя на международной арене султаном, что говорит как об исламизации, глобализации мышления и дальнейшем расширении международных связей. То есть для востока – Китая, Монголии, иногда и внутри самой империи правитель оставался по-прежнему хан/каган/каан, тогда как в западном секторе своей внешней политики, включая Византию, государства Арабского Востока и др. ханы стали представляться султанами.
В самом имени и титулах, мировоззрении и исторической деятельности славного правителя Золотой Орды можно видеть отражение двух взаимосвязанных перспективных культурно-цивилизационных моделей. Прежде всего это – создание нового тюрко-монголо-исламского эталона. Невиданный ранее духовный синтез означал удвоение и утроение пассионарной энергии кочевников, когда к их природной энергии подключается духовный код Корана, достигается и сакральная легитимация власти монарха, облагораживается этикой мировой религии буйный нрав кочевников. Суннитский ислам ханафитского толка стал государственной религией империи. Известно о политическом союзе Золотой Орды при Берке и Оз-беке с Египтом. Города Сарай и Каир стали побратимами. Плодотворным оказался обмен идеями, теологическими трудами, достижениями науки, материальными товарами.
С другой стороны, империя Золотая Орда явила собой образец полиэтнической и поликонфессиональной мировой державы. Дух евразийства проявился в том, что в эру 30-летнего правления императора Гийас ад Дина Султан Мухаммед-хана было достигнуто прекрасное духовное согласие с иноверцами внутри и за пределами империи, в частности, православная Русь буквально процветала под сенью Ордынской власти. Также установились прочные дипломатические отношения с Византией. Султан Мухаммед хан уважал христиан (как православных, так и католиков). Однако уже при его сыне Джанибек-хане это равновесие стало нарушаться. К тому же была эпидемия чумы, кризис парализовал торговлю и экономику страны, т.е. начался закат Золотой Орды…
(продолжение следует)
Н.Нуртазина,
историк
[:]