[:ru]
Вот уже второй год идет реализация «Плана нации — 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева». И все это время споры и дискуссии о методах и сроках работы в этом направлении не утихают. Конечно, объективности ради стоит признать, что реализация плана идет гораздо медленнее, чем ожидалось и обещалось. Однако работы продолжаются и уже можно подводить первые итоги.
Наверное, наибольшее число нареканий звучит в сторону судебной реформы. Напомним, что в соответствии с планом, первым шагом по обеспечению верховенства закона является оптимизация инстанции судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Вместо пятиступенчатой системы правосудия, которая включает в себя первую, апелляционную, кассационную, надзорную и повторную надзорную, планируется перейти к трехуровневой системе, которая включает первую (районные суды), апелляционную (областные суды) и кассационную (Верховный суд) инстанции. Принятая мера должна способствовать сокращению сроков принятия судебных решений. Стоит признать, что пока долгожданного преобразования не произошло. Однако за время реализации плана залы судебных заседаний практически полностью удалось снабдить системами видеозаписи, что позволило сделать судебные процессы более прозрачными. Хотелось бы надеяться, что работа и по другим фронтам пойдет более шустро. Особенно по части ужесточения квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на должности судей. Напомним, что согласно плану, будут увеличены требования по стажу работы к кандидатам в судьи. То есть если ранее требовался стаж работы по юридической профессии не менее двух лет, то сейчас эти сроки увеличены до 5 лет для секретарей судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора и адвоката, и до десяти лет стажа работы для других работников по юридической профессии. Кроме того, кандидаты на судейские должности обязаны будут проходить годичную стажировку в судах с выплатой стипендии, после которой последует испытательный период. Также программа предусматривает усиление подотчетности судей и контроля за их деятельностью. Разработка нового этического судейского кодекса поможет гражданам обжаловать решения судов с помощью специально созданного жюри при Верховном суде. Усиление роли судов присяжных также сделает судебную систему Казахстана более объективной. Данная реформа также включает в себя создание в Астане международного арбитражного центра AIFC на примере опыта Дубае. В данном направлении работа уже началась. В столице создан международный финансовый центр, где и будет размещаться в скором будущем Независимый суд. Кроме того, при Верховном суде РК будет создан международный совет для внедрения мировых стандартов для дальнейшего совершенствования казахстанского правосудия. При этом участие прокуроров в судебных процессах будет значительно сокращено.
Также стоит отметить, что в программе значительное внимание будет уделяться отбору кандидатов в ряды правоохранительных органов. Что касается уже действующих, то в их отношении будет внедрена специальная система тестирования для проверки личностных качеств и профессиональных навыков. Сотрудники правоохранительных органов будут включены в систему государственной службы, и их деятельность будет контролироваться едиными правилами. Максимальную прозрачность деятельности полиции обеспечат общественные советы. Кстати, полицию Казахстана ожидает, пожалуй, самой масштабное реформирование из всех профессиональных отраслей. В частности, недавно акимы областей и городов Алматы и Астана на законодательном уровне получили возможность самостоятельно назначать глав полиции в своих регионах, согласно концепции проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел». Также недавно Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса принял в работу законопроект об изменениях и дополнениях в законы и кодексы по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел. Основные положения законопроекта: первое — объединение департамента внутренних дел и местной полицейской службы с переименованием вновь созданного подразделения в департаменты полиции. Второе — сохранение департаментов полиции в единой системе органов внутренних дел с подчинением Министерству внутренних дел. И хотя не известно, когда мы увидим радикально новую полицию, взяться за силовиков в плане реформирования решили всерьез.
Достаточно серьезные изменения ждут государственную службу, которые уже начали внедряться. Особенно по вопросам конкурсного отбора кандидатов. Из плана реформы следует, что трудовая деятельность на государственной службе должна начинаться с самой низовой должности. Отбор кандидатов на низовые должности и дальнейшее карьерное продвижение должны осуществляться на основе компетентного и объективного подхода, с учетом всех необходимых факторов и качеств потенциального чиновника. Также централизацию процедуры отбора кандидатов – новичков необходимо обеспечить за счет усиления роли агентств по делам государственной службы и противодействию коррупции и с помощью внедрения трехступенчатой системы отбора.
Для кандидатов также нужен оптимальный испытательный срок, состоящий из системы 3+ 3, то есть предварительный рубежный контроль соответствия через три месяца и окончательный через шесть месяцев. Кроме того, необходимо поднять уровень заплаты государственным служащим в зависимости от результатов их деятельности. То есть стимулировать чиновников на результативность. Также необходимо решить вопросы предоставления служебного жилья на период исполнения должностных обязанностей, но без права приватизации. Для повышения эффективности работы государственных служащих необходимо на законодательном уровне закрепить систему регулярного повышения квалификации, не реже одного раз в три года. Не менее важен и серьезный конкурсный отбор для карьерного продвижения.
Особое внимание в программе уделяется допуску к государственной службе в Казахстане зарубежных специалистов, представителей частного бизнеса, а также казахстанцев – сотрудников международных организаций. При этом, их назначение может осуществляться по особым требованиям и отдельному перечню должностей. Разработчики считают, что такая система сделает государственную службу открытой и конкурентоспособной.
В настоящее время все еще продолжается работа над усовершенствованием этического кодекса для госслужащих. Что же касается борьбы с известным и, увы, укоренившимся бичом государственной службы – коррупцией – то для данной цели в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции сейчас создается антикоррупционное спецподразделение для системного предупреждения и профилактики коррупционных правонарушений. Кстати, принятый новый закон о государственной службе, включающий в себя все перечисленные правила, будет распространяться на работников всех государственных органов, в том числе и правоохранительных. Стоит также отметить и проведение комплексной аттестации уже действующих чиновников
после принятия нового закона о госслужбе, а также усиления квалификационных требований и внедрения новой системы оплаты труда. Таким образом, считают авторы программы, будет сформирован принципиально новый, соответствующий всем требованиям современной цивилизации, государственный аппарат.
На расширение индустриализации и для экономического роста направлена еще одна президентская реформа. Ввиду ее весьма обширной программы выделим лишь ряд ключевых пунктов. В первую очередь планируется введение земель в рыночный оборот. Кстати, именно этот момент стал предметов активных споров в рядах казахстанской общественности. Однако разработчики уверены, что именно частная собственность позволит максимально эффективно использовать земельные угодья.
Активно внедряется оптимизация процесса строительных разрешений, а также систематизируется отрасль энергетики с введением единых тарифов по всей стране. Огромное внимание будет уделено перерабатывающему сектору с привлечением стратегических зарубежных инвесторов, созданию по всей стране международных финансовых хабов и строительству ряда новых аэропортов и железнодорожных путей с целью развития транспортной системы в соответствии с международными стандартами.
В конце мы бы хотели напомнить, что «План нации – 100 конкретных шагов впервые был озвучен Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым на расширенном заседании Правительства в Астане 6 мая 2015 года. Данный план является ответом на глобальные внутренние негативные процессы, угрожающие нашему государству. Кроме того, план также разработан для скорейшего и эффективного вхождения Казахстана в 30-ку развитых государств мира в новых исторических условиях. Ни для кого не секрет, что в настоящее время весь мир, включая даже самые развитые державы, переживает не лучшие времена. Казахстан – не исключение, с учетом того, что наша страна находится в самом начале своего нового цивилизационного развития. И данный план как раз призван помочь Казахстану пройти сложный период испытаний, как экономических, так и политических, с максимальным запасом прочности, сохранить государственность и остаться на верном пути к Стратегии — 2050.
Как поясняли в свое время авторы плана, его главная цель состоит в лечение так называемых «системных заболеваний в обществе», а не «сглаживания их симптомов».
Алтынорда
[:]