[:ru]
Автомобиль не роскошь, а средство передвижения, — фраза незабвенного комбинатора становиться как никогда актуальной в Казахстане. В Казахстане наблюдается настоящий строительный и автомобильный бум: по итогам трех кварталов нынешнего года застройщики ввели в эксплуатацию 7,92 миллионов квадратных метров жилья, обогнав прошлогодние показатели на 10,2 процента. Более 40 процентов построенного жилья приходится на Астану и Алматы.
В тройку лидеров также вошла Мангистауская область. Такую информацию приводят эксперты аналитической группы Ranking на основе данных Комитета по статистике Министерства нацэкономики.
Ударные темпы по вводу новостроек наблюдаются в стране вот уже четвертый год подряд. Этому способствуют государственные программы поддержки, а также программа форсированного индустриально-инновационного развития. К примеру, только по линии «Жилстройсбербанка», одного из операторов программы «Нұрлы жер», с начала года было введено в эксплуатацию около пяти тысяч квартир.
Активность в строительном секторе закономерно привела к увеличению жилищного фонда республики. Так, если пять лет назад он составлял 283,9 миллионов квадратных метров, то по итогам 2016 года вырос до 342,6 миллионов квадратных метров. При этом на распределение жилфонда влияют и процессы агломерации: 63,1 процентов приходится на городскую местность.
Тем временем казахстанские автопроизводители обещают пересадить соотечественников с бензиновых машин на электрические. Для этого в республике будут построены сотни электрозаправочных станций (ЭЗС), а стоимость экологически чистых автомобилей, которые сегодня по карману только очень богатым казахстанцам, снизится до разумных пределов.
Представители отечественной автомобильной отрасли поделились грандиозными планами. В ближайшие годы они намерены стать лидерами по производству электромобилей среди стран Евразийского экономического союза. Первые «зеленые» авто made in KZ сойдут с конвейера уже в следующем году. На первых порах Костанайский завод планирует выпускать порядка 200 моделей в год.
– Одна из задач, которую нам удастся решить, запустив производство, – это предоставление потребителю электромобилей массового сегмента в доступной ценовой категории. Раньше на казахстанском рынке таких не было, – пояснил директор по производству ТОО «СарыаркаАвтоПром» Сергей Могилатов.
Между тем в ТОО «Оператор РОП» считают, что без наличия соответствующей инфраструктуры заинтересовать покупателей будет невозможно. Стране нужны сеть электрозаправок и качественное постпродажное обслуживание электромобилей.
– В Европе и других странах процесс формирования инфраструктуры, в том числе установка сети ЭЗС, был завершен до начала активного роста продаж электромобилей, – напомнил управляющий директор «Оператор РОП» Рустам Темирбек. – В мире накоплен достаточно богатый как положительный, так и отрицательный опыт по развитию ЭЗС. Поэтому у Казахстана есть возможность создать инфраструктуру зарядных станций, избежав ошибок других стран.
Работа в этом направлении уже ведется. До конца года в Астане и Алматы будет установлено порядка 100 электрозаправочных станций. Еще 20 ЭЗС появится на республиканской трассе Астана – Алматы.
В этом году в Казахстане было зарегистрировано всего 19 автомобилей на электрической тяге. В основном это машины Tesla, стоящие более 100 тысяч долларов. Из 19 электрокаров 10 были приобретены алматинцами, восемь – жителями Астаны и еще один колесит по дорогам Восточно-Казахстанской области.
– Электромобили сегодня представляют собой экзотическую нишу в сегменте люксовых моделей, – говорит председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром» Олег Алферов. – Казахстан в этом отношении не уникален, ведь бум спроса на электромобили в Западной Европе, США и Китае целиком обеспечен колоссальными льготами и субсидиями, обеспечиваемыми государством.
Например, в Норвегии, где число электрокаров на душу населения является самым высоким в мире, на субсидирование этой отрасли были направлены миллионы крон. В результате электромобили достаются норвежцам практически бесплатно. Приятные бонусы есть и у казахстанских владельцев электрокаров. Они освобождены от уплаты транспортного налога и пошлины на импорт авто.
Алтынорда
[:]