[:ru]
Что ни говори, но Путин – молодец. Ведь именно ему обязаны сегодня пробуждением национального самосознания от вековой дремоты малые народы России.
Тех же башкир и татар он поставил перед альтернативной: или вы пробуждаетесь, или мы уничтожим ваши языки и нации.
Потому как ни в каком ином ключе его заявление о запрете обязательного обучения национальных языков в национальных республиках Российской Федерации интерпретировать нельзя.
И хотя сегодня кое-кому может показаться, что Путин одержал над теми же башкирами, татарами, якутами и бурятами сокрушительную и безоговорочную победу, но победа эта пиррова. Ничего еще не предопределено.
Я вспоминаю 1986 год и назначение первым секретарем ЦК КПК Казахской ССР Геннадия Колбина. Тогда тоже кое-кому могло показаться, что казахское восстание потоплено в крови, и что центр победил на местах окончательно и безповоротно.
По крайней мере такое впечатление могло сложиться на основе газетных публикаций тех лет, в которых предавался анафеме так называемый «казахский национализм».
Но на кухне, в заводских цехах, студенческих аудиториях и среди самой казахской элиты разговоры шли совершенно другие. В те дни зарождалось казахское сопротивление, ставшее предтечей казахстанской независимости.
Сегодня нечто подобное мы слышим и из уст татар. В татарском и башкирском обществе идут процессы, аналогичные тем, что зарождались в среде казахской интеллигенции на излете восьмидесятых годов прошлого столетия. К татарам и башкирам приходит необходимое осознание всей гибельности политического курса российского государства по отношению к малым народам Российской Федерации.
И в данном контексте у татарского народа, составляющего пятидесяти двухпроцентное большинство в Татарстане, есть все необходимые инструменты борьбы.
Во-первых: это демография. Никто сегодня татаркам не запрещает рожать трех и четырех татарчат. С тем чтобы назавтра у себя в республике стать доминирующей нацией.
И во-вторых: это татарский язык. И хотя сегодня в татарских школах запрещено его обязательное преподавание, это вовсе не означает, что на нем запрещено разговаривать самим татарам. Нация, если хочет выжить, должна сделать упор на обязательное знание татарского языка его носителями.
И здесь все средства хороши. Начиная от негласной поддержки татарской элитой всех начинаний, связанных с изучением татарского языка и заканчивая отстаиванием в СМИ и интернет-пространстве интересов татарской нации.
Сегодня семьдесят процентов жителей Татарстана, в числе которых русские, евреи и башкиры, хотят, чтобы их дети знали и владели татарским языком.
Что в свою очередь означает, что великодержавная шовинистическая зараза-пропаганда не столь уж и хорошо срабатывает в Татарстане. И что ватники, не желающие ни под каким предлогом учить татарский язык, в РТ пребывают в перманентном меньшинстве.
Путин – молодец и с другой стороны. Своими шовинистическими заявлениями по поводу необязательного изучения национальных языков в национальных республиках Российской Федерации он ясно показал казахам, какая участь их ожидала бы, если бы СССР не разрушился.
Тем самым Путин дал нашей нации мощную прививку против всякого рода ностальгических настроений, возникающих порой в части казахстанского общества. Всех этих руководителей самостийных казачьих и славянских объединений. Образно выражаясь, он выбил табурет из-под ног казахстанской пятой колонны, ностальгирующих по империи, оставив их болтаться на веревке, на лицезрение толпе.
И за это ему мы, казахи, должны быть безмерно благодарны. Путин своими заявлениями еще раз подтвердил то, что казахи знали и раньше. Советский Союз, как тоталитарная держава, никогда не был благом для казахского народа, потерявшего миллионы своих сыновей и дочерей за годы пребывания в нем. Как не будет благом для нас и Россия, ведущая сегодня открытую борьбу на уничтожение тюркских языков и наций в своей стране.
Алтынорда
[:]