[:ru]
Министерство обороны России в очередной раз уличено в лживых заявлениях. На этот раз речь идет о распространившейся в российских СМИ речи представителя МО РФ, где тот обвинил американский истребитель в нарушении воздушного пространства России в небе над Сирией. Newsader представляет перевод данного материала — мини-расследования, проведенного изданием The Aviationist.
В субботу представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков рассказал о якобы произошедшем 23 ноября инциденте в небе над Сирией между российскими самолетами и американским стелс-истребителем F-22 Raptor к Западу от реки Евфрат, где действует российская авиация. Из заявления российской стороны следует, что F-22 вторгся в «зону» ответственности режимов Асада и Путина, произведя при этом ряд провокационных маневров и удалившись после появления Су-35С.
«23 ноября в воздушном пространстве над западным берегом реки Евфрат американский истребитель F-22 активно препятствовал российской паре штурмовиков Су-25 выполнять боевую задачу по уничтожению опорного пункта ИГ в пригороде города Меядин. Самолет F-22 отстреливал тепловые ловушки и выпускал тормозные щитки с постоянным маневрированием, имитируя воздушный бой, — сообщил он журналистам в субботу (цитата по «Интерфакс«). — После появления рядом российского многофункционального сверхманевренного истребителя Су-35С американский истребитель прекратил опасные маневры и поспешил удалиться в воздушное пространство Ирака».
Этот эпизод Конашенков представил в качестве примера того, «как американский самолет попытался помешать российским войскам совершать удары по Исламскому Государству», говорится в материале RT.
Однако американскому изданию The Aviationist «многие моменты» в этом объяснении МО РФ показались «неясными», в том числе:
— почему F-22 летал в одиночку, если они всегда ходят парами и второй Raptor обычно всегда находится поблизости?
— почему F-22 выполнял столь изощренное маневрирование, не идя при этом — как обычно — на прямой радиоконтакт?
— следует ли из предыдущего пункта, что таким образом американский пилот хотел отправить «нетрадиционный» сигнал своим российским «коллегам»?
— являлись ли действия F-22 «демонстрацией силы»?
— как вообще должны вести себя пилоты разных сторон в случае встречи в небе над Сирией?
— присутствовали ли поблизости другие самолеты коалиции, и, если — да, то где именно и принимали ли они участие в этом инциденте?
— каким образом самолету Су-35, находящемуся на авиабазе Хмеймим, удалось засечь с такого расстояния F-22?
— Действительно ли Су-35 сумел так быстро прибыть и вынудить F-22 ретироваться?
Список этих вопросов был направлен американским военным, и вскоре от них поступил ответ, в котором было сказано, что изложенное Конашенковым описание ситуации не имеет ничего общего с действительностью.
«В этом утверждении нет ни слова правды, — сказано в письме, поступившем от Центрального командования ВВС США. — Согласно нашим записям за 23 ноября 2017 года, этого предполагаемого инцидента не происходило, и не было ни одного такого случая, когда бы самолет Коалиции пересекал реку без предварительного контакта с русскими через горячую линию деконфликтации, созданную специально для этой цели».
При этом, по данным Центкома, именно российские самолеты в тот день вторглись в американскую «зону».
«Следует отметить, что 23 ноября 2017 года было около девяти случаев, когда российские истребители пересекали восточную сторону реки Евфрат, входя в воздушное пространство Коалиции без использования горячей линии, — говорится в заявлении ВВС США. — Эта случайная и непрофессиональная активность привела к тому, что коалиция и российский летный экипаж подверглись риску, а также была создана угроза для способности Коалиции поддерживать наземные союзные силы в этом районе».
«Любые утверждения о том, что Коалиция защищает ИГИЛ или препятствует бомбардировкам ИГИЛ, полностью ложны, — подчеркнули в американском Командовании. — Мы атакуем их, где бы они ни находились».
При этом в Центкоме отметили, что американская сторона постоянно контактирует с российскими летчиками с тем, чтобы продолжать наносить поражение «Исламскому государству».
«Мы будем продолжать работать с нашими партнерами в СДС (Сирийских демократических силах), равно как и продолжим деконфликтовать (термин, означающий ведение переговоров по горячей линии с целью избежать случайных столкновений — Newsader) с русскими с тем, чтобы продолжать наносить удары по целям ИГИЛ в Сирии», — заверили в ВВС.
Данный эпизод напоминает инцидент, произошедший в июне этого года, когда американский F / A-18E сбил сирийский истребитель Су-22 в 40 км к юго-западу от Ракки. Это произошло после того, как штурмовик режима Асада начал бомбить дружественные Америке позиции СДС. В официальном заявлении Коалиции было сказано, что «Миссия Коалиции состоит в том, чтобы победить ИГИЛ в Ираке и Сирии. Коалиция не стремится бороться с сирийским режимом, российскими или прорежимными силами, но в то же время и не откажется защищать союзные силы от любой угрозы».
Между тем, 23 ноября может оказаться первой «официальной» тесной встречей между F-22 и Су-35 над Сирией — пусть и не в том районе и не так, как это описывал Конашенков.
Су-35 против F-22
Су-35 объявлен российской стороной как «многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения 4++», который, по заявлению военных специалистов РФ, может обнаруживать в том числе самолеты-невидимки с расстояния свыше 90 км. Россия представляет данный самолет в качестве одного из самых передовых в мире. Общее число произведенных машин данного типа составляет 52 единицы. Американский журнал National Interest назвал Су-35 первым в списке самого опасного вооружения России при гипотетическом конфликте с США, так как по мнению экспертов издания Су-35 «экстремально опасный» для любого самолета НАТО за исключением стелс-истребителя F-22. Эксперты указывают на то, что опасность Су-35 связана с очень большой загрузкой ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманевренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.
При этом F-22 Raptor — первый и единственный в мире многоцелевой малозаметный истребитель пятого поколения, стоящий на вооружении ВВС США. В основу разработки F-22 Raptor был положен принцип «First look — first kill» (первый обнаружил — первый поразил): особый радар AN/APG-77, позволяющий самолету работать в режиме Низкой Вероятности Перехвата (LPI), делает бесполезными обычные системы СПО/РТР, поскольку способен осуществлять активный радарный поиск самолета-истребителя, оборудованного аппаратурой СПО/РТР, таким образом, чтобы цель не знала, что она облучается. «Невидимым» истребитель делает и конструкторское решение разместить штатное вооружение боевой машины во внутренних отсеках. Стелс-покрытие F-22 позволяет ему более эффективно уходить от вражеских систем ПВО.
Бесспорное превосходство самолета подтверждается его применением как в учениях, так и в реальном бою.
В 2006 году были на учениях «Норден Эйдж», в которых проводились учебные воздушные бои 12 истребителей F-22 с F-15, F/A-18C и F/A-18E, за первую неделю учений F-22 условно сбили 144 самолёта противника без потерь со своей стороны, а всего за две недели учений группировка F-22 одержала 241 условную победу, потеряв лишь два самолёта.
23 сентября 2014 года в СМИ появилась информация о первом боевом применении F-22 ВВС США против исламистов в Сирии. Самолёт нанёс удары по городу Ракка и его пригороду. К июню 2015 года F-22 включались в состав каждой группы ударных самолётов, бомбящих Сирию. Описан один 11-часовой вылет, в котором F-22 наглядно продемонстрировал свою многофункциональность, выполнив ударную задачу, разведав наземные силы противника, наведя на цели другие самолёты и сопроводив бомбардировщики.
Разработка данного истребителя велась с 1991 года. На серийное производство он поступил в 2001 году. В связи с дороговизной программа производства F-22 Raptor была заморожена в 2011 году: стоимость одной единицы вместе с НИОКР составляет $411 млн., а всего было построено 195 единиц.
«Придется сбивать российские самолеты»
На фоне того, что российские военные самолеты все чаще демонстрируют небезопасное поведение в Сирии, американские военные выражают беспокойство тем, что, возможно, им придется сбивать авиацию ВКС над этой страной в случае, если эта воздушные суда РФ будут рассматриваться в качестве угрозы для американских или коалиционных сил, борющихся с ИГИЛ, сообщал ранее телеканал CNN со ссылкой на заявление американских военных, о чем говорилось в отдельном материале Newsader.
«Самая большая проблема заключается в том, что нам придется сбивать российские самолеты из-за того, что их действия будут рассматриваться как угроза нашим воздушным или сухопутным войскам», — заявил подполковник Дамиан Пикарт, представитель Центрального командования ВВС США.
Соответствующие заявления Пикарта соответствуют тому, о чем ранее подполковник ВВС США под псевдонимом «Окс», пилотирующий в небе над Сирией стелс-истребитель пятого поколения F-22 Raptor, рассказывал в беседе с журналом Aviation Week о том, что американские ВВС — в первую очередь истребители F-22 (признаны в качестве самых сильных истребителей мира) — держат на прицеле и готовы сбивать российские самолеты. Об этом писал Newsader в прошлом месяце.
Согласно заявлению «Окса», американские ВВС в последнее время все чаще тревожатся из-за поведения российских самолетов, работающих в небе над зоной конфликта. Это происходит на фоне того, что боевики «Исламского государства» теряют позиции в Ираке и Сирии.
«Оксу» и его соратникам зачастую не вполне ясно, намеренно ли российские самолеты тестируют условные воздушные границы, испытывая терпение коалиции, или же со стороны ВКС РФ это не более, чем простительные ошибки. Поскольку же наземные силы с каждым днем все сильнее сужают поле деятельности ИГИЛ, этих «неловких» инцидентов становится все больше.
«Сразу и не поймешь, делают ли они это для того, чтобы изучить нашу ответную реакцию, или же это просто ошибочные действия с их стороны. Так или иначе, это вызов, на который мы ежедневно должны давать ответ», — объяснил Окс.
По его словам, реагировать на такие ситуации с каждым днем все сложнее из-за становящегося все более перегруженным воздушного пространства. Задача пилотов американских F-22 Raptor — одной из самых мощных воздушных платформ мира — заключается в том, чтобы крайне оперативно защитить силы коалиции и убедиться, что у них развязаны руки на случай, если им придется наблюдать за россиянами и вмешаться в случае необходимости.
«Окс» отметил, что F-22 изначально предназначались для игр на более дальних дистанциях: эти «невидимки» были сконструированы как оружие, действующее по принципу «первый увидел — первый убил», поэтому их задача — не подпускать противника и стрелять по нему из невидимой для него зоны. Однако в ситуации над сирийско-иракским пространством пилотам Raptor приходится оперировать в несвойственной им манере — действовать и принимать решения «в очень короткие сроки», причем делать это в ситуациях, когда «платформы, которые мы пытаемся идентифицировать, подходят к нам все ближе и ближе», заявил Окс.
После того, как пилоту Raptor удается подтвердить, что обнаруженный самолет не относится к силам коалиции, оператор должен передать эту информацию в штаб для дальнейшего контроля за «инородным» летательным объектом. Данные о нем уходят в том числе на специализированный борт E-3 Sentry, а также в наземный центр воздушных операций, координирующий действия ВВС коалиции и союзных сухопутных сил в Сирии и Ираке. По словам Окса, задача штаба состоит в том, чтобы увести из этого района чужие воздушные суда, дабы избежать возможной конфронтации.
В случае, если российский самолет решает совершить угрожающие маневры, F-22 начинает пристально следить за малейшими проявлениями агрессии со стороны самолета ВКС РФ и готов действовать при малейшем намеке на конфронтацию, подчеркнул «Окс».
http://newsader.com/41908-ni-slova-pravdy-vvs-ssha-ulichili-minob/
[:]