[:ru]
Эксперты отмечают, что ослабление курса тенге по отношению к доллару остановится сразу после того, как остановится падение российской валюты.
Экономисты не видят поводов для беспокойства в связи с удорожанием доллара по отношению к тенге, передаёт Bnews.kz.
Председатель правления АО «Сентрас Секьюритиз» Талгат Камаров связывает падение курса национальной валюты со стремительным ухудшением позиций рубля из-за антироссийских санкций.
«Естественно, все посмотрели, что происходит с российским рублем, и автоматически спрос на доллары вырос. Если смотреть на курс рубля, то он остановил движение, поэтому ажиотаж должен со временем спасть. Накануне представители Национального банка РК сообщили, что не собираются вмешиваться, не видят серьезной угрозы для курса, и уровень 330 тенге за доллар достаточно комфортный. В бюджете вообще заложен курс 340 тенге за доллар, поэтому рыночное ценообразование пока никого не пугает. Думаю, Правительство совместно с Нацбанком РК следят, как это влияет на торговый баланс Казахстана. Соответственно, если рубль не будет дальше падать, то курс тенге может остановиться на текущем уровне», — считает эксперт.
В то же время он отметил, что гражданам не стоит идти в обменники в надежде заработать на курсовой разнице.
«Мне кажется, что сильного движения не будет. Поэтому бежать в обменники уже поздно, даже если кто-то хотел заработать на этом. Потому что курс скорее всего стабилизируется и останется на текущем уровне. Спрос на доллары ежегодно снижается вместе со снижением потребительской активности населения. Исходя из этого можно сделать вывод, что люди скорее проиграют, потому что сейчас маржа в обменных пунктах увеличилась. То есть, если они продают по 331 тенге, то покупают по 338 тенге. Другими словами, если сегодня люди купят доллар за 331 тенге, то завтра им придется продавать за 338 тенге. Если смотреть в процентном отношении, то скачек был на символический один процент. Это не та маржа, на которой можно заработать. Ничего страшного пока не происходит», — добавил он.
В свою очередь директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев полагает, что ослабление тенге – ожидаемый риск.
«Очевидно, что ослабление национальной валюты связано с ростом девальвационных ожиданий из-за пакета санкции в отношении российских компаний. Также нервозности добавляет тот факт, что США объявили о намерении подготовить ещё два пакета санкций. Один из них связан с актом солидарности с Великобританией по факту дела об отравлении экс-офицера ГРУ РФ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии», — заявил Ошакбаев.
Экономист воздержался от прогнозов относительно курса тенге к доллару в ближайшие дни.
«Сложно сказать, как в дальнейшем будет развиваться ситуация вокруг курса тенге. В принципе, у Нацбанка РК есть очень много инструментов по удержанию, поддержанию курса тенге на абсолютно любом значении. Мы же видим, что тенге очень часто в краткосрочной перспективе ведёт себя нелогично в отношении цен на нефть или курса рубля. Поэтому, на мой взгляд, какие-то предсказания о том, каким будет курс, лишены смысла. Это всё, в первую очередь, управляется Нацбанком.
«Я не верю, что у нас существует свободноплавающий обменный курс. Рынок слишком узкий. У Нацбанка есть краткосрочные ноты, по которым он передаёт избыток ликвидности, он может делать официальные интервенции или каким-то другими способами влиять на игроков рынка. Факт остается фактом: ослабление рубля серьезно стимулирует девальвационные ожидания. Соответственно, люди предъявляют спрос на валюту. У Нацбанка достаточно резервов для того, чтобы найти решение по этому вопросу», — подчеркнул спикер.
Эксперт отметил, что у граждан нет поводов для беспокойства.
«Хорошего, конечно, мало. С другой стороны, беспокойство мало что изменит в этой ситуации. Это риски, которые давно просчитывались. Мы надеемся, что объявленная вчера разработка совместных действий, проект Нацбанка РК по снижению негативного влияния санкций против России, будет содержать какой-то понятный пакет мер. Я уже не первый год выступаю за возврат к фиксированному курсу тенге. То есть отказ от свободно плавающего курса и возврат к режиму фиксированного коридора, в котором тенге мог бы плавать. Это серьёзно прибавит валюте уверенности, даст возможность делать инвестиции, простимулирует деловую активность», — рассказал Ошакбаев.
Другой известный казахстанский экономист Олжас Худайбергенов заявил, что нынешняя ситуация с ослаблением тенге на фоне падения курса российской валюты значительно отличается от событий 2014 года, когда рубль упал по отношению к доллару и евро. Согласно его прогнозам, навряд ли рубль сможет обесцениться на 50-100 процентов.
«Точечные санкции, введённые в отношении отдельных российских бизнесменов и компаний, оказались достаточно эффективными, спровоцировав падение на фондовой бирже и ослабление рубля. Пока рубль упал с 57 до 62 за доллар, что означает потенциал падения тенге на 25-30 к доллару в случае отсутствия интервенций Нацбанка и сохранения устоявшегося соотношения тенге к рублю», — написал он на своей странице в Facebook.
«Текущая ситуация существенно отличается от событий 2014 года. Во-первых, нет трёхкратного падения цены на нефть, во-вторых, нет крымского фактора, а имеющиеся геополитические события существенно меньше по масштабу. В-третьих, отток капитала, который мог быть из России, уже почти весь реализовался. Поэтому вряд ли по рублю стоит ожидать 50-100% обесценения. С другой стороны, тренд на ужесточение санкций очевиден, и если раньше лимиты на Россию резали только международные финансовые институты, то теперь это будет общей практикой. Фактически доступ российских компаний к рынкам капитала сократится до крошечных объёмов, по крайней мере, в западном направлении, что задаёт потенциал постоянного ухудшения ситуации в России, если экономическая политика будет реагировать в прежнем режиме. На Казахстан российские события имеют прямое и косвенное влияние. Прямое — на курс тенге к доллару, а косвенное — через общее ухудшение ситуации в России. Что касается влияния на курс, то Нацбанк уже реализовал максимум мер по стерилизации «лишней» ликвидности банков, которые потенциально могут быть направлены на покупку валюты. Остаётся вопрос лишь в спросе населения через обменники и депозиторов. В принципе, у Нацбанка есть все возможности держать курс или не допускать соразмерного ослабления, либо растянуть ослабление по времени, дозируя интервенции на валютном рынке», — отметил эксперт.
«Понятно, что сейчас все эти экономические события вызваны геополитическими процессами, и, честно говоря, они несут угрозы куда более серьёзней, чем просто влияние на курс. Вопрос лишь в том, как скоро они наступят и что мы делаем, чтобы минимизировать их последствия», – написал Олжас Худайбергенов.
Средневзвешенный курс доллара по итогам утренней и дневной сессий на KASE составил 330,88 тенге (+5,51 тенге), суммарный объем торгов – 556,6 млн долларов.
Глава Нацбанка также пояснил, почему курс рубля в России более волатильный, чем курс тенге в Казахстане. Он призвал казахстанцев не поддаваться панике в связи с удорожанием доллара по отношению к тенге.
[:]