АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Мертворожденных надо хоронить, но джаназу-намаз читать нельзя[:]

[:ru]

В ДУМК вынесли фетву о погребении выкидышей, мертворожденных и младенцев, умерших во время родов.

Нужно ли хоронить выкидышей и мертворожденных и читать джаназу-намаз — этой теме посвящена фетва казахстанских улемов, которую они вынесли на одном из своих последних заседаний, сообщает Zakon.kz.

Дети – счастье для родителей, они связывают с ними все свои надежды и мечты, строят планы на будущее, видят в них смысл жизни, продолжение себя… Несмотря на бессонные ночи, хлопоты и заботы, ребенок приносит в дом ни с чем несравнимое счастье, доставляет безграничную радость, и молодые всегда с нетерпением ждут появления ребенка.

Но, к сожалению, бывает, что смерть забирает у родителей долгожданного ребенка. Это может произойти и в результате выкидыша, и во время родов, и сразу после того, как ребенок только родился… Каждый такой случай – тяжелый удар для родителей, ничем невосполнимая утрата. Боль утраты долго не проходит, и в такой ситуации лечат только время, терпение и упование на Всевышнего. 

Нужно ли хоронить выкидышей и мертворожденных и читать джаназу-намаз? Этой теме посвящена фетва (фетва – решение, умозаключение ученых-исламоведов, основанное на принципах шариата), которую вынесли улемы Духовного управления мусульман Казахстана на одном из последних своих заседаний.

В утробе матери душа ребенку вдыхается через 120 дней после зачатия, формирование органов в большинстве случаев происходит уже в три месяца, в некоторых случаях это возможно на 81-й день, подчеркнули улемы и в подтверждение этому привели слова Пророка Мухаммада, мир ему: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же — в виде разжёванного куска. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок (жизни – Т. Н.), деяния и будет ли он несчастным или счастливым» (аль-Бухари и Муслим).

Также привели высказывание из Корана: «О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли, потом — из капли, потом — из сгустка крови, потом — из разжеванного кусочка, сформировавшегося или не сформировавшегося. Так Мы разъясняем вам истину. Мы помещаем в утробах то, что желаем, до назначенного срока. Потом Мы выводим вас младенцами, чтобы вы могли достигнуть зрелого возраста…» (сура Ал- Хадж аят 5).

Рассмотрев с точки зрения шариата обсуждаемый вопрос и сделав соответствующие выводы, улемы приняли следующее решение:

1. Если у женщины произойдет выкидыш до 81 дня после зачатия, то есть когда у плода еще не сформированы такие конечности как руки, ноги, волосы, то нижеописанные мусульманские погребальные обряды не проводятся и мать не считается нифасом (нифас – послеродовое состояние женщины, которое заканчивается после прекращения выделений крови. Такую женщину называют нифасом. В ханафитском мазхабе, которого придерживается Казахстан, считается, что этот период составляет около 40 дней. В это время, как и во время менструального цикла, женщина освобождается от поклонения, то есть от оразы, намаза, чтения Корана – Т. Н.).

2. Если выкидыш произойдет после 81 дня, то есть когда уже сформированы руки, ноги и другие части тела, то мать считается нифасом. Такой выкидыш должен быть завернут в чистую белую материю и захоронен.

3. Если ребенок полностью сформировался, но при этом родится мертвым, то его нужно обмыть, дать ему имя и похоронить. Джаназа-намаз при этом не читается.

4. Если ребенок родится живым, но потом сразу умрет, то в отношении него выполняются четыре действия – ему дают имя, обмывают его, заворачивают в кафан и предают земле. Джаназа-намаз читается.

По просьбе Zakon.kz, фетву комментирует исламовед, теолог, руководитель отдела международных отношений, секретарь Совета улемов ДУМК, PhD Ершат Онгаров:

Фото ДУМК

Данная фетва касается проблемы выкидыша, замершей беременности, мертворожденных и младенцев, которые умерли сразу после того, как родились. Люди спрашивают, как быть в таких случаях, надо ли хоронить, читать джаназу и так далее, то есть придерживаться мусульманских погребальных обрядов. Поэтому возникла необходимость вынесения данной фетвы и разъяснения народу порядка погребения выкидышей, мертворожденных и младенцев, умерших во время родов. Не буду повторяться, но лишь скажу, что если ребенок родится живым и умрет сразу после того, как родился, то в таких случаях погребальные обряды делаются полностью – ему дают имя, делают гусль – обмывание тела, потом его заворачивают в кафан, читают джаназу-намаз и хоронят. Кафан состоит из трех кусков материала (изар). Первым куском покрывают нижнюю часть тела, вторым (камис, рубашка) закрывает верхнюю часть и третьим большим куском (лифаф) обматывают тельце младенца. Потом читают джаназу и делают погребение.

— Многие молодые женщины не знают о мусульманских погребальных обрядах и если, например, у кого-нибудь из них случится выкидыш, или родившийся ребенок сразу умрет, то в силу отсутствия знаний шариата, они могут не придерживаться того, о чем вы сказали и оставить плод, например, в больнице или вообще в какой-нибудь другой стране, где они в тот момент могут находиться. 

— Конечно, бывают всякие жизненные ситуации, поэтому улемы ДУМК и выносят фетвы по наиболее актуальным темам, но эти фетвы носят не обязательный, а рекомендательный, просветительский характер. Тем не менее, желательно их придерживаться. Насколько я знаю, врачи обычно спрашивают, сами захороните плод или государство. Те мусульмане, которые знают о своих обязанностях и погребальных обрядах, забирают и делают всё так, как того требуют нормы шариата. Поэтому мы говорим, если вы чего-то не знаете, идите в мечеть или в ДУМК и спрашивайте у имамов и других официальных лиц, откройте сайт муфтията и задайте свои вопросы.

— А если женщина находилась за границей, и у нее в пути случился выкидыш, тогда как быть?

— Все эти вопросы регламентируются на законодательном уровне. Если, допустим, ребенок родился и сразу умер, то следует незамедлительно обратиться в посольство Казахстана и выписать свидетельство о рождении, и далее Казахстан дает ноту о согласии на погребение гражданина Казахстана в той стране, где он умер. Конечно, все эти процедуры очень длительные, утомительные, там столько волокиты, что не дай Бог это никому. А если родители захотят перевезти тельце младенца на родину и у себя похоронить, то это втройне тяжелее, так как надо делать вскрытие, бальзамирование, цинковый гроб заказывать, и это еще немалых денег стоит.

— Учитывая это, могут ли мусульмане оставить тело младенца в той стране, где это случилось, или это харам, грех?

— Если человек был поставлен в такие условия, что вынужден был это сделать, то греха на нем не будет, это не является грехом. В любой жизненной ситуации есть исключение. Еще раз повторюсь, все фетвы у нас имеют только рекомендательный характер и никак не принудительный.

Торгын Нурсеитова

https://www.zakon.kz/4915618-mertvorozhdennyh-nado-horonit-no.html?utm_source=web&utm_medium=chrome&utm_campaign=notification

[:]