[:ru]
Кустурица на пресс-конференции в Астане не исключил, что когда-нибудь снимет фильм о жизни кыргызского писателя Чингиза Айтматова, поскольку он является его любимым автором.
Легендарный югославский и сербский актёр, кинорежиссёр Эмир Кустурица, отмеченный наградами крупнейших кинофестивалей Европы, включая две «Золотые пальмовые ветви» Каннского кинофестиваля впервые посетил Астану в рамках кинофестиваля «Евразия». Кроме работы в кино, Кустурица известен как участник фолк-рок группы The No Smoking Orchestra, с которыми он вчера дал концерт в Астане. Автор легендарного фильма «Чёрный кот и белая кошка» на пресс-конференции поделился с журналистами своим видением современного кино и оценил работу молодого казахстанского режиссёра, передаёт корреспондент Bnews.kz.
— В прошлом году вы должны были выступать в Алматы, но этот концерт отменился. Можете ли вы рассказать, почему ваше выступление не состоялось? И когда вас можно ждать в Казахстане с концертом?
Э. К. – Не было концерта, потому что не было. Но он будет в следующем году или в конце этого года, потому что мы видим, что местные люди любят, как мы играем музыку. Мы приедем в Алматы, это точно, и в Астану заедем, раз нравиться наша музыка.
— Ваш культовый фильм «Аризонская мечта» я пересмотрел перед вашим приездом. Как вы познакомились и нашли сценариста Дэвида Аткинса, и кто вам посоветовал Джонни Деппа на главную роль и музыканта Игги Попа?
Э.К – Джонни Депп нашёл меня, я его не искал. Ему очень нравилось, то что я делал в Югославии и он сильно хотел сделать фильм вместе. Этот фильм не box-office. Я вернулся домой в Париж и думал о создании фильма, который могу сделать. Я вернулся в Сербию и Прагу, где мы его снимали. Никто не предполагал, что фильм наберёт такие обороты. «Аризонскую мечту» я делал, когда у нас была война, и я хотел показать огромную картину, рассказать о причинах нашей войны. Это фильм о парадоксе жизни и парадоксе Югославии. Фильм «Аризонская мечта» — это баллада, которая мне очень знакома. Я не скажу, что это моя лучшая картина, но она одна из картин, которую можно отнести к большим фильмам в карьере режиссёра. Игги Поп всегда был моим другом, у него были трудные моменты в жизни, но он герой нашего время.
— Вы вчера дали музыкальный концерт. Работы вашей музыкальной группы часто показывают по ТВ, но видеть вживую и ощущать энергетику ваших музыкантов — это совсем другие эмоции.
Э.К. — Музыка, которую мы делаем, как терапия для человека. Мы играли от Австралии до Новой Зеландии и всегда реакция людей одинаковая. Мы сами кайфуем от этой музыки и думаю именно поэтому люди тоже получают удовольствие. Мы играем сербскую фольклорную музыку, в ней смешано всё – от рока до джаза. Но она сделана по порядку как ваш город – всё на своём месте. Мы играем свою музыку, потому что любим её, а не потому, что хотим понравиться женщинам.
— Ваши цыганские фильмы занимают отдельное место в мировом кинематографе. Что вами движет при создании фильмов именно этого жанра?
Э.К. — Я человек ХХ века. Вопросы, которые мы поднимали, были о морали, например, маленькие македонские дети нелегально торговали в Бельгии. Фильм «Чёрный кот и белая кошка» – это комедия о том, как в нашем народе есть что-то цыганское, и как в Сербии воруют. Здесь весьма уместно высказывание российского писателя Довлатова, которого по приезде в Америку из России просили двумя словами охарактеризовать то, что происходило в России. На что поэт ответил, что достаточно и одного: «Воруют». Мои фильмы полны абсурда и парадокса.
— Расскажите про Вашу встречу с молодым казахстанским режиссёром Адильханом Ержановым, автором фильма «Хозяева», который давал мастер-класс у Вас. Чем вам понравилась картина молодого казахстанца?
Э.К. — Я люблю фильмы, у которых хорошие формы, и они у него были. Он был другом моего покойного приятеля, который мне сказал, что на фестивале был хороший фильм из Казахстана. Я его посмотрел и был счастлив, что коллега смог сделать такой фильм. Почему вы так удивляетесь, что молодой казахстанец не может давать мастер-классы.
— Эмир, назовите, что для Вас является плохим кино?
Э.К. — Сейчас 90% снимаемого кино – плохое кино. Рынок убивает индустрию кинематографа. Мир кино уже давно не является занятием, которое нацелено на развлечение. И именно поэтому молодой человек из Казахстана, делающий искренний фильм, здесь является для меня режиссёром, который в будущем будет делать шедевры.
— Есть ли у Вас в планах снять фильм в Астане или об Астане? Быть может Вы хотели поработать с кем-то из наших отечественных актёров или авторов. Либо рассказать чью-то историю, связанную со степью и кочевниками?
Э.К. — Я впервые в Астане и я вижу тут то, что я думал невозможно сделать за столь короткий период. Этот город очень «вкусный», и он мне даёт ощущение спокойствия и душевной гармонии. Ваши люди уникальны, и если я соберусь что-то снимать, то это будет история о Чингизе Айтматове. Я очень люблю этого писателя и только о нём готов снимать.
— Спасибо за интервью.
[:]