[:ru]
Деятельность блогеров в Казахстане регулируется законодательством и Предпринимательским кодексом.
В Казахстане решили, что надо обязать платить налоги тех, кто относится к самозанятым слоям населения. Обычно к ним относятся таксисты-«бомбилы», няни, репетиторы, дизайнеры, фотографы… В общем, все те, кто работает преимущественно с физическими лицами. Ими, кстати, в первую очередь собиралась заняться после своего назначения министр труда и социальной защиты населения РК Мадина Абылкасымова. Так все и происходит. Доход вышеназванной категории населения крайне сложно отследить и как-то структурировать, из-за чего бюджет, как выяснилось, недополучает деньги, а государство не может точно подсчитать количество безработных. В последние годы с развитием Интернета и социальных сетей к категории самозанятых добавились и блогеры. Государство не может индексировать их доходы, но очень хочет. Корреспондент Today.kz поговорил с известным блогером Рустемом Ниязовым об особенностях налогообложения сетевых лидеров мнений.
Деятельность блогеров в Казахстане регулируется законодательством и Предпринимательским кодексом.
Рустем Ниязов считает, что имеет смысл ввести единый фиксированный налог.
«Думаю, блогеров можно отнести к категории самозанятых граждан. Например, это можно оформить в форме лицензии, когда блогер платит фиксированную сумму в качестве налогов. Размер налогов рассчитывается из его активности в соцсетях, следовательно, на уровне законодательства нужно проделать большую работу, чтобы определить ряд критериев, по которым бы оценивалась налоговая ценность каждого отдельно взятого блогера», – сказал блогер.
Он считает, что налоговые сборы с блогеров необходимы. В основном для того, чтобы понимать, куда уходят рекламные бюджеты.
Фото: yvision.kz
«Еще пять лет назад можно было сказать, что не нужно (облагать налогом блогеров – Прим. автора). Но есть два важных фактора, которые нужно принимать во внимание. Первый фактор – это постепенный отход рекламных бюджетов от традиционных медиа. Рекламные деньги постепенно переходят на интернет-носители. Если раньше компания могла позволить себе внести половину рекламного бюджета на одну единственную радиостанцию, то теперь ей выгоднее распределить этот бюджет между двадцатью ведущими блогерами в Facebook, получив при этом на порядок более высокий результат: по охвату, по конверсии и так далее.
Перераспределение рекламных бюджетов в первую очередь идет в сферу социальных сетей, и это неминуемо вовлекает все больше участников
Второй фактор – повышение роли блогеров как рекламных носителей. Это обусловлено тем, что идет рост влияния соцсетей на жизнь в целом. Следовательно, узловые точки этих соцсетей в лице конкретных блогеров получают статус носителей рекламы и PR. Этот статус очень трудно скрыть.
Тем более факты рекламной деятельности блогера доказать достаточно легко. Это можно зафиксировать и предъявить. Именно из этих двух явлений и состоит текущий дискурс вокруг блогеров, которых нужно облагать налогом», – отметил Ниязов.
Однако, по его словам, государству практически нечего предложить взамен – только обещания защиты интересов.
«У государства не очень много убедительных доводов в пользу того, чтобы склонить блогеров к сотрудничеству. Оно может, как всегда, опираться на чисто умозрительные стимулы: например, легализуя свою деятельность, блогер не просто попадает в правовое поле, а получает должную защиту от мошенничества и нечистоплотных рекламодателей. Но такие уговоры работать не будут. Блогеры привыкли улаживать конфликты на частном уровне, и в защите государства они не нуждаются», – сказал блогер.
Рустем Ниязов также добавил, что в вопросах сбора информации о доходах государственным органам следует обратить внимание на зарубежный опыт. Например, российские власти сотрудничают с компаниями-держателями популярных платформ, таких, как Facebook или Google.
«Да, отличия есть. Например, платформа «Живой Журнал» вполне легально распределяет полученные рекламные бюджеты между топовыми блогерами. Это все налогооблагаемо и открыто. А у нашей налоговой системы нет опыта взаимодействия с крупными международными порталами уровня YouTube, Facebook, Instagram.
Налоговому институту следует учиться требовать от них легальной информации о заработках казахстанских блогеров
Например, YouTube с определенного порога просмотров официально платит своим блогерам. Таким образом YouTube делится рекламными прибылями с рядовыми авторами, это все легально оформляется, но этой информации нет у наших финансовых структур. Им нужно на уровне институтов налаживать отношения с порталами, которые уже являются факторами влияния на доходную часть нашей экономики», – ообъяснил Рустем Ниязов.
Тем не менее Россия, так же, как и многие другие страны, сталкивается с проблемой налогообложения блогеров. Например, в РФ блогеры регистрируют ИП только в тот момент, когда появляются крупные коммерческие запросы. Начинаются они, как правило, от 200-250 тысяч подписчиков на канале. Российские блогеры, которые работают «по-белому», отчисляют в бюджет шесть процентов от полученного дохода. А, скажем, в Европе блогеры и фрилансеры не платят налоги вовсе.
http://today.kz/news/zhizn/2018-07-09/767698-skolko-stoit-blog-postroit—zachem-blogeram-kazahstana-platit-nalogi/
[:]