[:ru]
20 лет назад, 17 августа 1998 года, Россия объявила дефолт по части своих обязательств. Дальше была паника на финансовых рынках, девальвация рубля, банкротство нескольких крупных банков. Сбережения россиян уничтожили стремительно дешевеющий рубль и инфляция. Русская служба Би-би-си спросила у экс-министра финансов, банкира, кассира в пункте обменавалюты, геолога и домохозяйки, каким они запомнили этот день.
Михаил Задорнов, министр финансов России в 1997-1999 годах, сейчас возглавляет банк «ФК Открытие»
Это совсем не страшный день, и вспоминаю я его совсем нечасто. 17 августа был понедельник. Все решения мы принимали, по сути, в субботу и воскресенье. Собрали в воскресенье глав крупнейших компаний и банков в Белом доме. В понедельник было объявление в прессе.
Была большая и напряженная работа до 17 августа. Борьба за другие варианты, а затем несколько дней на подготовку. 17 августа — это не более чем анонсы. Смотрели реакцию рынка. Был целый ряд конкретных действий по управлению ситуацией.
Девальвация и отказ от части обязательств по госдолгу — само по себе решение тяжелое. Оно нанесло ущерб. Многие банки были вынуждены уйти с рынка, многие вкладчики потеряли [деньги], бизнес разорился. Ничего хорошего в этих событиях не было.
Но сейчас, через 20 лет, совершенно очевидно, что в той ситуации, с мая по август 1998 года, других вариантов не было. Все другие варианты — это рубить хвост по частям. Политически мягче, но, как правило, хуже с точки зрения последствий.
[:]