[:ru]
Представитель управления культуры акимата отказалась озвучить цифру, и журналистам пришлось самим искать данные на городском сайте
Более 60 арт-объектов, международный симпозиум «Искусство в публичных пространствах», культурный пикник «Салем, соседи!», выставка и партисипативное исследование – обо всех элементах фестиваля PARK FEST рассказали в среду, 5 сентября, в Алматы его организаторы на специально созванной пресс-конференции.
Фестиваль «паблик арт» — искусства в общественном пространстве — пройдёт по инициативе городского акимата в рамках празднования Дня города, сообщила руководитель адмотдела управления культуры Айнур Валиева. Это международный фестиваль скульптур и малых архитектурных форм, после которого в Алматы должен появиться практически музей под открытым небом.
Работы для фестиваля отобраны на конкурсе из 500 заявок экспертным жюри в составе директора департамента паблик арт Нью-Йорка Кендала Генри, директора Венской ярмарки современного искусства Кристины Штейнбрейхер, куратора Красноярской музейной биеннале Сергея Ковалевского и казахстанского учёного – социоантрополога Евфрата Имамбека. Как пообещала г-жа Валиева, не все объекты будут в трудно воспринимаемом простыми горожанами стиле концептуализма.
— Уровень работ, представленных на конкурс, очень высок, — заверил Евфрат Имамбек, назвавший себя алматинцем в 22 поколении. – Причём традиционную казахскую эстетику авторы стараются облечь в ультрасовременные формы.
Социоантрополога поддержал петербургский художник Андрей Люблинский.
— Когда искусство выходит за ворота музея, это не всем нравится. Современное искусство не обязательно несёт функцию красоты, оно заставляет задуматься, — объяснил спикер. – В основном речь идёт о временных инсталляциях – и при их установке часть горожан обязательно начинает протестовать.
Люблинский – автор скандально известных «Красных человечков» — антропоморфных фигур, изготовленных из дерева или металла, которые уже сейчас украшают собой улицы нескольких городов. В Алматы человечки появились у станции метро «Абай» — там они «самокатчики», что, по мнению ещё одного спикера пресс-конференции, консультанта фестиваля Ольги Веселовой, способствует развитию альтернативных видов транспорта.
Кроме антропоморфных «Красных человечков», в Алматы должны появиться зооморфные объекты – улитки.
— Их установят на улице… — начала Ольга Веселова.
— Тимирязева? — хором предположили журналисты, памятуя об тугой пробке, возникшей на этой дороге после запуска там участка БРТ.
— Тимирязева, — подтвердила спикер.
— Они будут стоять у велодорожек, чтобы горожане обгоняли их на велосипедах, — растолковал замысел авторов Евфрат Имамбек.
Остальные арт-объекты будут посвящены 1000-летию Алматы, казахским музыкальным инструментам и творчеству самого известного алматинского художника – Сергея Калмыкова. Более половины авторов скульптур – казахстанские художники.
Места расположения арт-объектов пока не утверждены акиматом, но, как сообщил г-н Имамбек, предполагается, что это будет не только центр города, но и район вокзала Алматы-I (парк на Сейфуллина – Шолохова), новостройки у «Халык Арены» и «Алматы Арены».
— Сложно проектировать архитектурные формы в микрорайонах, но на углу Алтынсарина – Шаляпина, у ТЮЗа имени Сац, тоже можно было бы установить, — предложил социоантрополог.
В серии вопросов журналисты не обошли вниманием и пресловутую Белку – гигантскую скульптуру из соломы, вызвавшую нешуточные страсти среди горожан. В ответ все спикеры как один встали за Белку горой. Ольга Веселова уточнила, что объект относится к так называемому тактильному урбанизму – временным объектам, которые призваны вызвать у горожан эмоциональную реакцию. Евфрат Имамбек, признав, что Белка «некрасивая и внешне напоминает что-то неприличное», сравнил её с Боратом из одноимённого «ужасного» фильма:
Для знакомства мира с Казахстаном он сделал больше, чем все мероприятия МИДа. Скандальная слава – это тоже слава. По крайней мере Белка оживила общественное мнение, может, в этом её функция и есть.
Айнур Валиева напомнила, что на месте Белки была парковка, а сейчас туда люди могут прийти, купить фаст-фуд, отдохнуть.
— Выхлоп от Белки – это поступление налогов, создание новых рабочих мест. Благодаря этому арт-объекту о Казахстане написали ведущие мировые агентства. Она покрыла средства, которые мы на неё затратили, — заверила представитель культурного управления.
А Андрей Люблинский и вовсе заявил, что Белкой заинтересовались в Петербурге, и высказался в том смысле, что если алматинцам она не нравится, «животному» могут сменить прописку.
Однако главный вопрос, заданный Айнур Валиевой, – сколько же будет стоить городу PARK FEST — остался без ответа. Вместо того чтобы просто назвать цифру, она перечислила законы, в соответствии с которыми финансируется фестиваль, и продиктовала адрес сайта управления культуры, где можно найти данные. Никакие аргументы журналистов на чиновницу не подействовали, и им действительно пришлось скачивать таблицу с сайта. Требуемая цифра оказалась внушительной – 189 285 714 тенге.
Во столько обойдётся, по словам Ольги Веселовой, «искусство, которое создаёт эмоциональную связь между горожанами и пространством улиц».
https://forbes.kz/process/urbanity/vo_skolko_almatyi_oboydetsya_park_fest/
[:]