[:ru]
В прошлом году я реализовывал свой интерес к нашей древней письменности тем, что в меру способностей сделал несколько графических листов на заявленную тему и сопроводил их небольшими заметками. Цель простая — поддерживать интерес к тюркской рунике, выявлять совместно с заинтересованной частью общества круг технических проблем на пути к заветной вехе, к переходу тюркских народов на руническое письмо.
Не скажу, что я питал какие то особые иллюзии по поводу того, насколько близко от нас это время. Но то, что в Казахстане и Кыргыстане не торопились с переходом на латиницу, казалось благоприятным обстоятельством.
Однако власти Казахстана объявили об окончательном решении поменять письменность. И движение в этом направлении становится очень активным. Судя по всему, в ближайшие годы вывески в наших городах будут начертаны буквами потомков Ромула и Рема.
История и письмо тюрков неразрывно связанны, и в этом смысле, мы сейчас становимся очевидцами коренного пересмотра старых догм. Все более очевидно, что явное сходство дизайна ранних форм средиземноморских алфавитов, германского и тюркского рунического письма не просто случайность. Очевидным становится и то, что традиционный взгляд на рунику, как на порождение семитских письменных систем, устарел. Где то в одном древнем котле происходило становление и языков и знаков. Уверен, что самые волнующие открытия историков и лингвистов еще ждут нас.
Судьба нашего исконного письма драматична и юность его скрыта в тумане тысячелетий. В школе нам говорили, что руника вышла из употребления вследствии распространения арабской письменности. Но это явная хронологическая натяжка. Всем известно, что самые поздние образцы руники датируются временем, когда носители арабского письма если и появлялись в ареале распространения руники, то только как редкие гости. А там, где находится самый мощный корпус тюркских эпитафий, Ислам только сейчас начинает находить своих последователей. То есть не Ислам прервал историю тюркской руники.
Согдийская система, которую и в родители руники записывали, в колонизаторы тоже не годится.
Слово руна, не зря означает тайна. Германская руника, конечно же была вытеснена библейскими текстами, написаными латынью. Но до прихода христианства, она так же, как и руника тюрков, не была массово распространена в народной среде. Причина, скорее всего в сакральном характере древних знаков, утилитарное, фонетическое значение которых было второстепенным явлением.
Знаки были кодом очень древних знаний, символами для посвященных. Не случайно ведь имитаторы древних волхвов оккультисты наших дней с удовольствием пользуются руническими знаками, попутно наделив их значениями, коих древние начертатели и не слышали. Вспомните все эти карты таро и прочее. Схожая ситуация было с древнеегипетской мифологией в Европе 18 века. До того, как Шампольон прочел аутентичные тексты, там такого нагородили доморощенные жрецы, что сейчас простое их цитирование повергло бы в ужас.
Если тайный смысл букв был препятствием широкому распространению руники, то сейчас он забыт полностью. Но осталась красота геометрических жестов. Осталась уникальность и узнаваемость тюркской руники. Осталась сложность и многослойность ее генезиса. Постигнув историю букв, мы многое узнаем и о своей истории. И самое главное, осталась способность письма собирать народы.
Латиница, это знамя западноевропейского суперэтноса. Осколки византийской цивилизации отстояли свое место под солнцем сохранив греческое письмо. Грузины, утверждая свое имя, также сохранили свое графическое лицо. Не получив в наследство от отцов, многие народы создали свой культурный логотип, просто придумав свое письмо. Сложнее дело с кириллицей. Если два с лишним столетия царило мнение, что оно создано на основе греческого письма, то в последнее время начал проглядывать и тюркский след в его генеалогии. Так руника незаметно стала навещать родные степи. Но в составе чужой делегации.
То, что китайский этнос давно стал бы несколькими десятками родственных народов, если бы не единое письмо, знают все. Фантастика! Полуторамиллиардный народ создан письмом!
Логика событий последних десятилетий явно говорит о том, что начинается новый и долгожданный виток тюркской истории. Начался выход из затяжного пике. На мировую сцену выходит давний и подзабытый герой. И свои страницы он должен написать своими древними знаками. Поэтому, думаю не смотря на все перепетии судьбы Знак вернется и займет свое достойное место в культурном облике Старого Света. И назовет имя своего родителя — Тюрк.
Дюйсен Картов
[:]