[:ru]
В перспективах развития отрасли разбирались депутаты мажилиса совместно с министром культуры и спорта Арыстанбеком Мухамедиулы на правительственном часе в парламенте в понедельник, 24 сентября. И, судя по докладу министра, в этой сфере, несмотря на массу возможностей, пока продолжаются поиски «национального бренда»
Депутаты обратили внимание, что в международных СМИ очень мало рекламы Казахстана как интересной для туристов страны. Министр признался — сейчас продвигать страну немного трудно.
— Наша первая задача — найти «бренд Казахстана». Но мы сейчас активно с международным экспертным сообществом, нашими экспертами работаем, чтобы его найти. Когда найдём, нам легче будет вести агрессивную рекламную кампанию. Нам нужно чуть-чуть ещё времени, сейчас есть несколько интересных вариантов. Когда мы утвердим, тогда уже активно можем выходить на международное информационное поле, — заявил Арыстанбек Мухамедиулы.
Глава специально созданной для развития туризма национальной компании Kazakh Tourism Рашид Кузембаев сообщил, что уже «проведен комплексный анализ отрасли, определены особенности национального турпродукта – это экотуризм, этнотуризм, событийный и туризм развлечений, выявлены целевые рынки — в первую очередь это наши соседи – Россия, Китай, а также США, Индия, Иран, Ближний Восток, страны Западной Европы».
— Разработан проект странового бренда, а также стратегия его продвижения. В ближайшее время в соответствии с планом работы правительства страновой бренд будет представлен премьер-министру, — проинформировал он.
Отобраны и инвестиционные проекты в сфере туризма, всего порядка 100 проектов. Но при этом Кузембаев заметил, что «при анализе этих инвестпроектов определено, что большинство из них не приносят большого экономического эффекта развитию регионов».
— Поэтому мы сконцентрировали свою работу на объектах, которые вошли в карту туристификации, которая утверждена главой государства. Сейчас ведётся работа по разработке мастер-планов по этим10 объектам карты туристификации, где будут определены приоритетные инвестпроекты, и мы планируем в ноябре на инвестфоруме презентовать эти проекты и продолжить работу с инвесторами, — рассказал глава нацкомпании.
Ну а пока бренд разрабатывается и проекты готовятся к представлению инвесторам, продвигает туризм в стране президент. Это явно следует из доклада главы минкультуры.
— Визит главы государства 9 мая на Алаколь дал мощный импульс развитию туризма. Туристский бум на 30% увеличил турпоток и привлёк свыше 1 млн посетителей. Открываются новые зоны отдыха, ускоренно решаются вопросы транспортной логистики. Так: запущено и успешно функционирует ж/д сообщение Жетыген — Достык — Жетыген; запущено и также успешно функционирует авиасообщение в Ушарал из Астаны, Алматы и Талдыкоргана; построена «последняя миля» дороги от села Акши до озера (3 млрд тенге), продолжается реконструкция дорог Талдыкорган — Ушарал — Достык, — рассказал Мухамедиулы на правчасе.
Аналогичная ситуация и с «казахстанской Швейцарией» — Щучинско-Боровской курортной зоной. Министр отметил, что в июле, после посещения Борового президентом, снова сработал тот самый импульс — за сезон регион посетило около 1 млн туристов.
— Став свидетелем динамичного симбиоза культуры, спорта и туризма, глава государства открыл республиканский лыжный комплекс «Бурабай Казахстан» с туристской инфраструктурой для сотен посетителей. Принял участие в open air оперной постановки «Биржан — Сара» с использованием анимационных 3D-декораций, — отметил Мухамедиулы. — Визит главы государства в Мангистау в августе положил начало развитию нового пляжного курорта на Каспии. Здесь основной акцент будет сделан на массовом туристе. Планируем первый сезон открыть в мае 2020.
В планах министерства — развитие туристического потенциала Каспия, тем более что успешный пример соседних государств (Ирана, Азербайджана, Туркменистана) уже есть. Особое внимание планируется уделить Туркестану — и снова со ссылкой на президента страны, который обратил внимание на то, что «Туркестан не утратил с древних времен присущую ему объединяющую функцию, он является опорой в деле объединения тюркоязычных стран».
— В этой связи архитектурная концепция развития города ориентирована на восстановление аутентичных образов древнего величия эпохи Шёлкового пути вокруг мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи, являющегося магнитом туристского и паломнического интереса. Туркестан должен стать не только культурно-духовной столицей тюркского мира, но и узнаваемым во всем мире брендом нашей страны, — заявил Мухамедиулы.
В Алматинской области решено развивать сразу горный кластер с локациями от Каскелена до Тургеня через Шымбулак, Алматау, Бутаковку, Табаган, «Лесную сказку», Ак-булак, включая инфраструктуру соединяющих канатных дорог и трасс по склонам.
— В данное время Шымбулак есть и горнолыжный кластер в Табагане есть, рядом «Лесная сказка» строит свою спусковую лыжную базу. И конечно, вдали Ак-булак. Если мы только на первом этапе их соединим между собой канатной дорогой, то это будет сеть горнолыжной инфраструктуры. Будут развиваться не только зимние виды отдыха, но и летние, такие как пешеходные, конные, велосипедные. И в данное время уже сотни тысяч людей сами в летнее время этот горный туризм осваивают. Нам только остаётся их соединить с инфраструктурой. И тогда не будет необходимости въезжать в Шымбулак, а можно, находясь в Ак-булаке, по канатной дороге дойти до Шымбулака. И далее, конечно, нам надо протягивать до Каскелена и Тургеня, — объяснил идею Мухамедиулы.
Определённый результат уже есть. Министр отметил, что за январь-июнь 2018 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года въездной туризм вырос на 22% и составил 4,2 млн посетителей, внутренний – на 7% и составил 2,5 млн посетителей. На 5% увеличился объём оказанных услуг местами размещения и составил 45 млрд тенге.
Сегодня граждане 64 политически стабильных и развитых государствимеют право безвизового въезда в Казахстан в туристских и иных целях. До конца 2018 введён 72-часовой безвизовый транзит для граждан Китая и Индии, следующих через Алматы и Астану. В результате — транзитный поток из Китая через Казахстан увеличился на 60%, в город вышло более 17 тыс. иностранцев, средний чек которых составил $350-500.
В будущем же глава Минкультуры видит ещё более блестящие перспективы, однако для их воплощения требуются немалые вложения. Так, только для инфраструктурного развития объектов Карты туристификации необходимо около 1,5 трлн тенге, причем предполагается, что 30% из нихбудут государственными и 70% — частными инвестициями.
При полном финансировании и господдержке объекты Карты туристификации, по расчётам министерства, способны увеличить количество внутренних и въездных туристов в 4,2 раза – с нынешних 3 до 13 млн посетителей в год, создать более 60 тыс. новых рабочих мест и привлечь около $6 млрд инвестиций. Осталось только найти инвесторов.
https://forbes.kz/finances/markets/kak_prezident_pomogaet_razvivat_turizm_v_kazahstane/
[:]