АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Это крайне важно. Почему риски в духовной сфере выявлять сложно, но необходимо[:]

[:ru]

27-28 сентября 2018 года в Астане прошел VI Конгресс социологов Казахстана, посвященный 20-летию столицы. Организатор мероприятия ОО «Ассоциация социологов Казахстана» (АСК) при поддержке  Министерства общественного развития РК.

 Одна из диалоговых площадок Конгресса была посвящена программе  модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру» в контексте мировых тенденций.   На данной с докладом выступил известный казахстанский социолог,  доктор исторических наук, профессор, президент Центра  социологических и маркетинговых исследований «BISAM – CentralAsia», академик Академии социологов Казахстана Леонид Гуревич, который в своем выступлении говорил об актуальности социологического мониторинга в процессе духовной модернизации, особо подчеркнув, что

 

В ДУХОВНОЙ СФЕРЕ ВЫЯВЛЯТЬ РИСКИ И УПРАВЛЯТЬ ИМИ СЛОЖНО, НО НЕОБХОДИМО

 

Духовная модернизация – это исключительно сложный процесс, причем сложный не только для осуществления, но и для научного, в частности, социологического наблюдения.

Думаю, нет надобности даже начинать рассуждения о том, насколько трудно отследить, а особенно измерить, изменения в общественном сознании. Да, у нас есть традиционные, зачастую – стандартные показатели, позволяющие характеризовать и, даже, типизировать общественное мнение. Однако они дают нам возможность отследить, разве что, фон, но не суть ожидаемых изменений.

За основу сложного уровня социологических наблюдений мы должны взять концептуальные ориентиры, обозначенные в программной статье Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». И, конечно же, как социологи мы должны начать с операционализации и интерпретации ключевых понятий, содержащихся в этой статье.

Первое такое понятие – это личная конкурентоспособность. Президент прямо подчеркнул: «Именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации». В статье названы некоторые качества, способствующие личной конкурентоспособности в XXI веке. Это – компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость. Данные качества вполне поддаются статистическому и социологическому измерению. Первое и второе уже успешно измеряются статистикой и социологическими исследованиями, по третьему отчетливо вырисовываются социологические индикаторы.

Однако конкурентоспособность может рассматриваться только при наличии самой конкуренции, сформированности конкурентной среды, осознании необходимости конкурентного поведения. Насколько все это будет внедряться в обновляемое общественное сознание? Как будет соотноситься личная конкуренция с солидарностью и сотрудничеством? Насколько конкурентное поведение вытесняет все еще свойственный нашей ментальности патернализм?

Измерителем личной конкурентоспособности должны стать не только знания и навыки, но и социально-поведенческие установки. Для современного Казахстана особенно актуальны такие установки в плане трудовой и профессиональной мобильности.

Вторая характеристика духовной модернизации, нуждающаяся в исчерпывающей интерпретации – это ориентация личности на эволюционное развитие. Предпочтительность эволюционного развития Казахстана по сравнению с революционным четко декларирована Президентом как важнейший урок мировой истории. Но при этом высказана революционная по отношению к существующим научным представлениям мысль: «Эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца». Уместно задаться вопросом, означает ли выдвинутое положение необходимость личной приверженности каждого казахстанца идеологии эволюционного развития общества или же речь может идти об эволюционной направленности личностного планирования, предполагающей непрерывное образование, стабильное и, вместе с тем, поступательное профессиональное развитие, исключение авантюрности и необоснованного ожидания «рывков» в карьере.

Отмечу, кстати, что многолетние социологические исследования BISAM фиксируют устойчивую поколенческую динамику смены авантюрности рациональностью в жизненных и карьерных планах.

В социологическом сопровождении программы духовной модернизации могут быть успешно использованы ценностные исследования. Здесь резонно будет вспомнить об известных, получивших международное признание, методиках тестирования ценностей, например, по модели Инглхарта, по модели спиральной динамики. В такие исследования были вовлечены и казахстанские социологи. Уместно также отметить интересную коллективную работу «Ценности и идеалы независимого Казахстана», основанную на масштабных эмпирических исследованиях. Однако для мониторинга процесса духовной модернизации Казахстана стандартизированные модели могут иметь лишь вспомогательное значение.

В целом, реализация концептуальных установок и целей духовной модернизации требует социологического наблюдения по трем направлениям:

  • мониторинг изменений в компетенциях;
  • мониторинг изменяющихся ценностей;
  • мониторинг жизненной мотивации и социального поведения.

Обозначим и проблему рисков, порождаемых процессом духовной модернизации. Риски неизбежны при любых реформах. Однако в экономической сфере они достаточно очевидны и просчитываемы. В социальной сфере, а тем более в духовной,  выявлять риски и управлять ими сложнее.

Так, на мой взгляд, с определенными рисками связана реализация и такой концептуальной установки духовной модернизации, как культ знания. «Культ образования должен быть всеобщим, – подчеркивает Н.А. Назарбаев, – и тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменений профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха».

Иными словами, образование, постоянное пополнение знаний должны быть пожизненным спутником современного трудоспособного казахстанца, независимо от возраста. Какая ситуация в этом плане существует сейчас? Недавний опрос, проведенный Центром социологических и маркетинговых исследований «BISAM – CentralAsia» по национальной репрезентативной выборке, показал, что образование является одной из приоритетных ценностей для почти 40% респондентов в возрасте 18-24 лет. Но уже в следующей возрастной группе, 25-34 лет, этот показатель падает вдвое, до менее, чем 20%. К 50-ти годам образование интересует лишь каждого десятого респондента. Таким образом, для наших сограждан образование ценно только в период окончания школ, колледжей и вузов. А далее – вперед по жизни с одним и тем же образовательным багажом. Риск реализации установки на всепоколенческий культ знаний должен быть минимизирован не только образовательными реформами, но и специальной, очень сложной работой по преобразованию ментальности.

Беспрецедентные темпы старения знаний и внедрения дистанционных образовательных технологий привели к широкому распространению в молодежной среде таких стереотипов как «в вуз не за знаниями, а за полезными связями на будущее», «учеба теперь возможна без учителя». Объективная необходимость невиданно быстрого обновления знаний вызвала  неожиданную реакцию – отрицание основательности профессиональной подготовки, облегченное отношение к профессиональным компетенциям. Это тот синдром, на который надо обратить внимание при осуществлении духовной модернизации.

Управление рисками, возникающими в процессе целенаправленных преобразований казахстанского общественного сознания – исключительно актуальная задача. На государственном уровне должна быть создана соответствующая система. Функции социологов в ней – прогнозирование и сигнализация на всех этапах процесса, предложение научно обоснованных решений.

Новости Казахстана. Алтынорда.

 

 

[:]