[:ru]
«Мы исходим из той самоочевидной истины,
что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами,
к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью
(Декларация Независимости США, 1776 г.)
Чтобы реально оценить нашу Независимость, надо почаще сравнивать и сопоставлять ее плоды с нашей историей ДО НЕЗАВИСИМОСТИ и каждый раз замечая контраст, признавать явный прогресс, благодатные плоды дарованной нам Свыше, вымоленной предками и построенной народом Казахстана во главе с Лидером нации Н.А.Назарбаевым государственной, национальной НЕ-ЗАВИСИМОСТИ (Tayelsizdik, Independence).
Взять хотя бы один аспект или вопрос. Он касается того, что в прошлом мы, многомиллионное сообщество граждан СССР, 70 с лишним лет были наглухо заперты в огромной «тюрьме народов» с идеологической, бюрократической и информационной «колючей проволокой». Мы не могли общаться с другими государствами, народами нашей огромной планеты! Вы только подумайте, и можно ужаснуться.
И что-то слишком быстро некоторые люди забыли это. Казахи говорят: «Қолда бар алтынның қадірі жоқ» (т.е. когда золото в руках, его не ценишь). А стоило бы вспомнить старшему поколению (любящим праздновать юбилей Комсомола), как они даже думать не могли, что можно (и это, оказывается, их неотчуждаемое право и свобода) съездить в соседний Китай за товарами, в Турцию – на отдых, шопинг или научную конференцию. Также слыхом не слыхивали советские казахи ни о каких Арабских Эмиратах. А Западная Европа, США с Канадой были в списке заклятых врагов.
Турция, кровный брат казахов и всей Центральной Азии, оставалась Terra incognita даже для политиков, ученых и интеллигенции, не говоря о массах народа. Мекка и Медина, куда теперь каждый год ездят мусульмане из Казахстана (не только казахи, кстати, но и уйгуры, дунгане, татары и др.) поклониться Каабе, на протяжении многих десятилетий была недосягаемой мечтой и стала даже в народном сознании несбыточным, туманным мистическим идеалом, типа «Града Божьего» или «Чаши Грааля».
И в этой связи настораживает, что в последние годы у нас упоминание о 70-летнем Советском периоде нашей истории, оценка эпохи ЗАВИСИМОСТИ из уст представителей как политиков и интеллигенции, так и простых обывателей имеет тенденцию превращения в странное, малопонятное и бессвязное политическое бормотание. Конечно, нам не нужны эмоции, надрыв, патетика и пр., но хочется именно ясной логики и расстановки акцентов в оценке истории казахов До НЕЗАВИСИМОСТИ. Требуется четкость подхода и методологии (например, признание того, что главный критерий прогресса и счастья каждого в отдельности и всего народа – это собственно ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ, СВОБОДА, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ). Также необходима при этом приверженность правде и только правде, использование достоверных аргументов и фактов.
А в этих скомканных (официальных и неофициальных) монологах или комментариях на тему «наше советское прошлое» отсутствует опора на архивные документы, факты, статистику (давно выявленные в научных трудах и диссертациях, в том числе зарубежных ученых), на мемуары, народную память, вообще, ссылки на очевидные вещи и плоды советской «цивилизации», такие, как Голодомор, ядерные полигоны, высыхание Арала, информационная изоляция и отсутствие свободы слова и многое другое. Вместо этого в образчиках идейно и научно беспринципного бормотания (или щебетания) проскальзывают то элементы юмора и смеха, то все как-то искусно покрывается томной иронией, философскими сентенциями в духе морального релятивизма. В то же время, слушая их, замечаешь плохо скрываемую ностальгию, которая может вдруг вылиться в запальчивую апологию и громкие крики, типа «А какая была держава?!».
И вот хочется как раз спросить: Какая же это была Держава-Держиморда, которая, крепко ухватив каждого за хохол, держала миллионы граждан в страхе и несчастье своей гигантской административно-бюрократической системой, всесильным КГБ, паспортным режимом и «пропиской» и пр., и создав при этом «Бетонный» Занавес между обитателями СССР, в том числе казахами, и всем остальным миром?!
Аналога этого Занавеса трудно найти в истории человечества. Эта Стена или Занавес – не только метафора; она реально существовала как материальный символ НЕСВОБОДЫ, как инженерно-оборудованная железо-бетонная конструкция охраняемой государственной границы СССР. По аналогии с Великой Китайской стеной, которая по сравнению с советской Железным Занавесом действительно кажется безобидным творением, можно сказать, что по своим следствиям и урону, который она нанесла многим поколениям граждан, отнимая у них неотчуждаемое право на свободу передвижения, получения информации и самовыражения, это была уродливая и позорная Великая Советская Стена, разделявшая самоупоенную своей дикостью, выдаваемой за «цивилизацию» империю Зла от презренного в ее глазах «кочевого» большинства международного глобального сообщества.
Назира Нуртазина,
профессор КазНУ им. аль-Фараби
[:]