[:ru]
Череда громких инцидентов с избиением школьников всколыхнула казахстанцев, передает телеканал «Хабар 24».
Корреспондент телеканала попытался разобраться в причинах агрессии и заглянул не только к психологу, но и к специалистам экстренной службы «111», чтобы узнать, о каких проблемах чаще всего говорят по телефону доверия казахстанские дети и подростки.
Не успели казахстанцы отойти от шока после увиденного в социальных сетях ролика с кадрами насилия в Туркестане одних юношей над другими, как в Казнете были обнародованы новые факты подростковой жестокости. Похожие инциденты происходили в Кызылординской, Карагандинской и Актюбинской областях.
Во всех случаях группы подростков издеваются над беззащитными сверстниками. Специалисты считают, что причина такого поведения юношей кроется в искажении моральных ценностей.
«Среда очень сильно влияет. Я имею в виду первичная среда – семья. Второе – это улица. Третье – это социальные институты, такие как школа, может быть, колледж, может быть, еще какие-нибудь секции, кружки. Четвертое – это интернет. Смотря, что они там видят: кто для них является кумиром, кто их «напичкает». Ведь мы же понимаем, если в голове у подростка вакуум, вакуум не терпит пустоты, он засасывает все, что они видят. Борьба идет за их умы, этих подростков», — говорит психолог Айбек Сидиков.
По мнению психолога, подростки идентифицируют себя с тем, что они видят вокруг. Культ «насилия» или «применения силы» ребенок может увидеть на экране телевизора или в интернете, а иногда и в семье. Сами родители могут оказать медвежью услугу своему чаду, оправдывая применение силы. В таком возрасте ребенок будет трактовать все в свою пользу. И безобидное «дай сдачу» может вылиться в нечто далеко не безобидное.
«У родителей должно быть несколько инструментов, для того чтобы сказать, как можно конфликты решить в первую очередь, допустим, на интеллектуальном уровне, к примеру, а не так: «Бей, и первым, бей прям до первой крови, бей, пинай, умей за себя постоять». Я часто слышу, к сожалению. Это говорят те же родители, которые тоже используют, склонны использовать авторитарный стиль воспитания либо авторитарный стиль общения. Они думают, что все-таки там, где есть сила, тот и прав. Да, если ребенок это постоянно слышит и мало того, что родители являются сами образцами в этом поведении, моделью подражания, то как мы можем удивляться, когда он в 13-14 лет думает: «А он на меня не так посмотрел, поэтому я ему дал, либо он мне сказал что-нибудь, а я ему пошел и дал», — говорит Айбек Сидиков.
Современные родители воспитывают детей в ключе вседозволенности и инфантильности, считает психолог. Другой момент, когда мамы и папы, погруженные в свои заботы, не уделяют детям достаточно внимания. Как правило, они предоставлены самим себе. Специалисты бьют тревогу: все больше детей и подростков чувствуют себя одинокими, нелюбимыми, а порой и ненужными. Они ищут возможность высказаться о своих проблемах. К примеру, на линию экстренной службы «111» только в прошлом году поступило свыше 3 тысяч звонков от детей и подростков.
Чаще к нам дети обращаются по вопросу: по личностным отношениям и по психосоциальному благополучию. То есть среди звонков в данном классификаторе это занимает первое место, можно сказать, по всем регионам. Это говорит о том, что ребенок чувствует себя одиноким, то есть с детьми родители не разговаривают. Он иногда предоставлен самому себе. И когда ему плохо, он звонит в нашу службу и говорит: «Тетя, мне очень плохо, поговорите со мной», — рассказывает руководитель экстренной службы «111» для детей и взрослых Ыскак Кулытай.
Как сообщили корреспондентам телеканала в службе доверия, чаще всего дети и подростки рассказывают о конфликтах со сверстниками, неразделенной любви, переживаниях после развода родителей, о своих проблемах в школе или дома. То, чем они не делятся с мамами и папами.
«Ребенок, поскольку основное воспитание получает дома, хотелось, чтобы больше внимания уделялось. То есть личностное становление ребенка, фундамент идет из семьи, чтобы побольше обращали на это внимание. Побольше разговаривали по душам, не только были зациклены на учебе, секциях, кружки дополнительные. Побольше узнавать своего ребенка: что у него происходит в личной жизни, в общении с друзьями. Какие-то вот такие моменты бывают упущены», — говорит психолог экстренной службы «111» Актолкын Илимбаева.
Только за прошлый год специалистами экстренной службы спасения «111» было предотвращено 20 попыток суицидов, а для проверки уполномоченным органам было передано 26 сигналов о возможных фактах жестокого обращения или насилия над детьми и подростками.
После громких инцидентов между школьниками в МВД сообщили о намерении провести экстренное заседание по делам несовершеннолетних.
[:]