[:ru]
Мадина Аргын делится страхами материнства, трансформировавшимися в фобию после недавней трагедии в Астане, а также взвешивает все за и против идеи «родить для себя».
Мне 28 лет, я потихоньку выхожу из возраста «завидной невесты», поэтому вероятность того, что однажды приму решение стать мамой-одиночкой растет с каждым днем. Конечно, сценарий «родить для себя» – один из самых нежелательных как для меня, так и для большей части моих соотечественниц, но, как сказал вице-министр труда и социальной защиты, это выбор, делая который, надо быть готовым к определенным трудностям, моральным и материальным. С последних и начнем.
Не буду спорить с министерством, но …
Сразу оговорюсь, что я не являюсь примером усредненным: мое материальное положение вполне стабильное, есть недвижимость, родители живы и относительно молоды, я тружусь по большей части интеллектуально, поэтому могу работать и в декретном отпуске. У меня есть еще максимум пять лет, чтобы запрыгнуть в последний вагон своей фертильности и самостоятельно выносить и родить здорового ребенка. Позже это чревато проблемой под названием «старородящая первородка» – звучит оскорбительно, как и все, что связано в нашей стране с материнством (запомните эту мысль).
С учетом моего среднего по республиканским меркам заработка государство и работодатель меня не обделят. На максимум по всем выплатам рассчитывать не приходится, но свои 70-80 тысяч тенге на карточку я буду получать ровно двенадцать месяцев. Материнский капитал, посчитанный на глаз – около 800 тысяч, и еще сразу после рождения ребенка я получу 90 тысяч с копейками. Теоретически денежная схема выглядит достаточно обнадеживающе: будут единовременные выплаты, а также ежемесячное пособие на протяжении года. Этих денег едва ли хватит на памперсы, но они будут, что уже хорошо.
К каким подвохам надо быть готовой? С таким вопросом я обратилась к молодым матерям, и все как один отвечали, что за свои деньги придется побороться.
Надо запастись терпением, запомнить самую короткую дорогу до ЦОНа, а номер горячей линии «Правительства для граждан» добавить в быстрый набор. С первого раза оформить, получить и обналичить все средства не получится. С этим надо смириться и принять вызов. Опять же процедуру кроме как унизительной не назовешь. Тут как в шутке про Змея Горыныча и Ивана-царевича из старого юмористического шоу: у меня есть три загадки для тебя, каждая из которых состоит их десяти подзагадок…
Итак, 365 дней после появления на свет моего ребенка я просижу на полном обеспечении от государства, а затем надо будет делать выбор: продолжить воспитывать ребенка дома или выйти на работу.
Поскольку мое решение было «рожать для себя», то есть я брала ответственность и осознавала все трудности, то я выйду на работу.
Ребенок же будет сидеть либо с няней, либо пойдет в ясли (кстати, имеется ли сейчас такая ветвь дошкольного образования?). Естественно, детское учреждение будет платным, шансы попасть в государственный садик составляют меньше пятидесяти процентов, мест критически не хватает, особенно в столице. Поблажек на работе мне никто не даст, законодательством они не предусмотрены: ни короткого рабочего дня, ни длинного обеденного перерыва, извольте работать на общих условиях. Помните цитату, ставшую мемом, от российского чиновника, что рожать вас никто не просил?
А теперь забудем на минуточку о материальной стороне вопроса и переключимся на моральную. В нашем обществе не принято заводить детей вне семьи, и любая женщина, принявшая решение рожать «для себя», попадает под мощный прессинг со стороны моралистов, коих в нашей стране половина населения.
Одна знакомая рассказывала, что ей пришлось столкнуться с потоком негатива, где самым мягким эпитетом было литературное слово «блудница», а еще не родившемуся малышу пророчили «адам болмайды». Сейчас ребенку почти год, работать неофициально подруга вышла через полгода, осуждения и презрения, в том числе от родственников, не убавилось, но обращать на них внимания времени нет.
Потому что хлопот стало еще больше, и в их ряду первое – поиск детсада с хорошими воспитателями, которые не воруют «из буфета», не бьют детей, не болеют туберкулезом и могут подготовить ребенка к школе.
Среднее образование меня как будущую мать также приводит в ужас: бесконечные реформы, самообразование, три языка, ЕНТ, экзамены, постоянная школьная форма. Я понимаю, что если даже рожу прям сейчас, к первой линейке система может еще сто раз перемениться, и от этого становится только тревожнее.
К чему быть готовой маме школьника? К гормональному созреванию и жестокому социуму, который будет давить на ребенка; а его статус «безотцовщины», возможно, станет козырем в руках маленьких тиранов.
Плюс меняющаяся мода на школьные увлечения – если раньше это были игры по типу «собачий кайф», то сегодня опасности стоит ожидать от интернета и синих водоплавающих, которые толкают неокрепший детский организм к разным опасным глупостям.
Тотально контролировать свободное время школьника, особенно среднего звена и выше, проблематично, ведь надо работать. Дотации от государства кончились спустя год после рождения ребенка. Дальше сама, твой же был выбор!
Отдельно в списке страшных кошмаров будущей матери стоит такое явление, как педофилия, о которой постоянно пишут в последнее время.
Жена не стена, муж не гарантия
Самое обидное, что наличие законного мужа – тоже не гарантия счастливой семейной жизни. Мужчины имеют свойство уходить, доставать справки, подтверждающие статус «гол как сокол», а значит, требовать по закону женщина от бывшего милого-любимого-единственного ничего не может.
Остается грустно разводить руками и цокать языком, зачем тогда выходили замуж? А потому что надо было, возраст подошел, часы биологические тикали, родственники косо смотрели, приговаривая «старая дева».
Отсюда и статистика такая получается, что за десять лет полтора миллиона пар узаконили отношения, а полмиллиона за этот же самый период развелись. Развалилась каждая третья ячейка общества, не успев даже отметить оловянную свадьбу. Развод – процесс тяжелый, который, хотите вы того или нет, наложит отпечаток на формирующийся детский организм.
Фобия материнства, как говорят зарубежные психологи, только набирает обороты в мире. Многие дамы принимают решение быть чайлдфри. Почему? Потому что нет уверенности в своих силах, нет гарантий, что поддержит государство или родственники.
«Прорвемся» – не лозунг для матери, да это и не кредо жизни для подавляющего числа населения.
Мамой становиться страшно, но люди говорят, что оно того стоит. Словом, выбор делать только вам…и мне…однажды, но не сегодня.
Фото shutterstock.com
[:]