[:ru]
До сих пор не готова соответствующая система, в которую должны вноситься данные
С 1 января 2021 в Казахстане должна была начаться дактилоскопическая и геномная регистрация. Соответствующий закон был подписан президентом ещё в конце 2016 года, но, поскольку внедрение сбора дактилоскопических данных — процесс достаточно сложный, трудоёмкий и затратный, предполагалось, что в течение нескольких лет будет проведена полная подготовка, разработаны все необходимые информационные системы с тем, чтобы с 1 января 2021 года механизм заработал без сбоев.
В среду, 20 февраля, депутаты сената — члены комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам разбирались, на каком этапе сейчас находится реализация закона и что сделано для введения в стране обязательной дактилоскопии уже через два года. Как оказалось, на сегодняшний день почти готова лишь нормативно-правовая база. По всему остальному — вопрос открытый.
— Есть отставание по такому важному компоненту, как создание автоматизированной информационной системы биометрической идентификации личности, — сказала вице-министр финансов Татьяна Савельева.
Финансовые затраты на реализацию закона оценивались в 36,9 млрд тенге,из них только на реализацию проекта по информационной системе требуется 24,7 млрд. Реализацию этого проекта должны выполнить три госоргана: МВД с расходами в 11,9 млрд тенге, КНБ с 12,6 млрд, и Министерство юстиции с 88,5 млн тенге.
— В 2018 году по распределяемой программе были выделены средства в сумме 19,5 млн тенге на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта. По данным МВД, ТЭО разработано, направлено на экономическую экспертизу в Министерство национальной экономики. По предварительным данным, стоимость проекта по результатам разработки ТЭО может составить 26,6 млрд тенге, что выше ранее обозначенных объёмов на 2 млрд.При этом возможность начала реализации проекта в текущем году ещё будет рассматриваться на предмет изыскания соответствующих источников, — констатировала вице-министр финансов.
Начальник оперативно-криминалистического департамента МВД Алишер Мухамедов рассказал, что инвестиционное предложение государственного инвестиционного проекта автоматизированной информационной системы «Биометрическая идентификация личности» (ГИП АИС БИЛ) разработано и согласовано 10 октября 2016 с Министерством информации и коммуникаций, и только 26 июня 2017 — с Министерством национальной экономики. В декабре 2017 республиканской бюджетной комиссией поддержаны расходы в 2018 на разработку ТЭО ГИП АИС «БИЛ», деньги выделены МВД в марте 2018. Сам проект разработали 28 августа 2018, с сентября по октябрь согласовывали его с госорганами, к ноябрю была получена отраслевая экспертиза и заключение в сфере информатизации от Министерства информации и коммуникаций — с замечаниями. К 29 декабря 2018 ТЭО доработано с учётом замечаний и направлено на повторную экспертизу, и 6 февраля 2019 дополнительно направлен в МИК проект ТЭО в окончательном варианте.
— В настоящее время получена положительная экспертиза МИК и проект ТЭО направлен в МНЭ на экономическую экспертизу, — перечислил представитель МВД «этапность» прохождения проекта ТЭО.
Создание собственно системы должно было проходить в 2019-2021, однако в республиканском бюджете на 2019-2021 «финансовые средства на его реализацию не предусмотрены». При этом ходатайство МВД о том, чтобы соответствующие расходы были поддержаны еще в 2018, но «с отлагательным условием», республиканская бюджетная комиссия не поддержала. При этом, заметил представитель МВД, инвестиционные проекты такого уровня не могут быть реализованы в рамках ежегодного уточнения бюджета.
— В текущем году МВД вопрос о финансировании закона вынести не может ввиду отсутствия экономической экспертизы. При отсутствии же финансирования проекта в 2019 возникнет необходимость внесения в ТЭО корректировок и повторного прохождения всех процедур заново. С учётом этого мы окажемся в подобной же ситуации в 2020, а срок введения закона в действие будет сорван. Принимая во внимание необходимость обеспечения своевременной реализации указанного закона, МВД считает, что в случае отсутствия финансирования закона в первом полугодии текущего года реализацию закона необходимо перенести на более поздний срок, — заключил он.
Интересно, что у Комитета национальной безопасности совсем иная позиция — они, наоборот, хотят начать реализацию проекта на год раньше.
— Комитетом национальной безопасности технико-экономическое обоснование рассмотрено. Единственное, у нас было предложение — перенести сроки с 2021 на 2020. Мы сейчас начали полную модернизацию системы контроля пересечения государственной границы, которой предполагаем внедрение системы биометрических данных и идентификации лиц при прохождении границы. Мы планируем уже сейчас закупать оборудование и в 2020 уже внедрять опыт. Поэтому мы крайне заинтересованы в реализации данного проекта для обеспечения безопасности, — заявил заместитель начальника департамента информационной безопасности КНБ РК Виктор Арсенов.
Первый вице-министр национальной экономики Руслан Даленов выразил недоумение: притом что министерство «всегда поддерживало данный проект», однако ТЭО там ещё не видели.
— По состоянию на вчерашний день данное ТЭО для экономического заключения в наше министерство ещё не поступило, — удивился Даленов.
Но заверил, что как только документ поступит, министерством будут обеспечены «максимально быстрое прохождение экспертизы и выдача положительного заключения».
Вопрос финансирования при этом остается открытым. Татьяна Савельева считает, что наиболее вероятен в данном случае сценарий, при котором «соответствующие средства будут предусмотрены при формировании лимитов расходов на предстоящие три года». Возможно ли найти необходимую сумму при уточнении бюджета — пока непонятно.
— Если в ближайший месяц будет получена экономическая экспертиза, насколько в уточнение бюджета успеет МВД — я, конечно, сомневаюсь, — призналась Савельева. — Мы уже планируем в начале марта зайти в парламент с законом (об уточнении бюджета), потому что у нас те поручения главы государства, которые в начале года прозвучали, нужно срочно реализовывать. Поэтому МВД, я вижу, что необходимо, наверное, пересмотреть объём финансирования по годам. Нужно реально оценить уже по выходу заключения на ТЭО, как будем реализовывать, какие объёмы средств в каком году нужны и уже дальше работать в этом плане.
Выслушав представителей госорганов, черту под обсуждением подвёл председатель комитета сената Георгий Ким:
— Вы заново нам объясняете все трудности, с которыми вы сталкиваетесь и с которыми вы не работаете. Мы же всех вас пригласили, чтобы обсудить вместе. А получается, у одного ведомства своя свадьба, у другого ведомства – своя свадьба. И не можете даже в трёх соснах разобраться. Так же нельзя.
Напомним, что согласно уже действующему закону «О дактилоскопической и геномной регистрации», с 1 января 2021 все совершеннолетние граждане Казахстана должны при получении удостоверяющих личность документов обязательно сдавать отпечатки пальцев и получать уже обновлённые биометрические документы, удостоверяющие личность. За отказ от прохождения обязательной дактилоскопии предусмотрена административная ответственность.
https://forbes.kz/process/vvedenie_daktiloskopicheskoy_registratsii_v_kazahstane_mogut_otlojit/
[:]