[:ru]
Известный политолог и демограф рассказал о том, как можно увеличить численность казахов.
Масленица в Шымкенте, новая этническая идентификация казахстанцев, год Казахстана в Узбекистане и откровения казашки, вернувшейся из Сирии, — такие темы волновали казахскую прессу и ее читателей, сообщает Total.kz.
Как в Шымкенте отмечали Масленицу
О том, какой праздник в городе организовал славянский этнокультурный центр при Ассамблее народа Казахстана, рассказала газета «Қазақ үні».
«В праздновании проводов зимы принимали участие представители всех этнокультурных объединений при АНК. Творческие коллективы при славянском центре совместно с артистами русского драматического театра организовали концерт. Перед зданием областного филиала Ассамблеи народа Казахстана была открыта ярмарка национальных блюд и выставка изделий народного творчества. Также жители города могли не только отведать традиционные блины на Масленицу, но и узнать о различных рецептах их приготовления. Желающие могли поучаствовать в традиционных и спортивных играх. Поздравить народ с праздником специально пришел Муратали Калмуратов, заместитель городского филиала АНК», — подчеркивается в заметке.
«Нам нужна новая этническая идентификация»
Известный политолог и демограф Азимбай Гали в интервью порталу Arasha.kz поделился своим мнением о том, как можно увеличить численность казахского населения.
«Сейчас казахи дают так называемый «тихий рост». Мы не показываем внешнему миру интенсивность роста населения. Некоторые говорят: казахский язык на грани исчезновения! А другие без крика и шума отдают детей в казахские школы, среди них и представители других национальностей», — отмечает Гали.
Он напомнил о толерантности и, следовательно, привлекательности казахов.
«Казахи толерантны, они этим самым привлекательны для других исчезающих этносов. Например, казахи и калмыки воевали не менее 250 лет. Но Китай провел геноцид калмыков, а казахи, наоборот, их приняли. Другой момент: этнические казахи постепенно возвращаются на историческую родину. Мы можем увеличивать население за счет оралманов, а также за счет ассимиляции других этносов. Например, я за то, чтобы число уйгуров и узбеков в Казахстане росло, потому что они ассимилируются казахам, как когда-то джунгары. По некоторым данным, калмыков, пришедших на нашу землю, было очень много. Они записались казахами и приняли ислам», — рассказал политолог.
По его словам, Казахстану нужна новая этническая идентификация.
«Демографическая политика должна проводиться комплексно. Нам нужна новая этническая идентификация — объединение гражданства и национальности в одно целое. Сейчас казахстанцев больше 18 миллионов. Но за границей мы все должны считаться казахами», — убежден он.
2019 год может быть объявлен годом РК в Узбекистане
Об этом станет известно на заседании межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству, которая пройдет в Ташкенте, информирует агентство Baq.kz.
«На этой неделе планируется проведение нескольких мероприятий, в том числе многосторонних встреч между представителями стран Центральной Азии. В частности, 15 марта пройдет 18-е заседание межправительственной комиссии Казахстана и Узбекистана по двустороннему сотрудничеству. С казахстанской стороны делегацию возглавит вице-премьер Женис Касымбек, с узбекистанской – первый заместитель премьер-министра транспорта Ачилбай Раматов. На заседании будут рассматриваться вопросы двустороннего торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества в области образования, здравоохранения и других сферах. Кроме того, планируется принятие совместного плана мероприятий в рамках проведения года Казахстана в Узбекистане. Напомним, в 2018 году товарооборот между двумя странами составил около 2,5 миллиарда долларов, что по сравнению с предыдущим годом больше на 25,3%», — говорится в материале.
«Думала, там будет халифат, как в Коране»
Газета «Жас қазақ» рассказывает историю молодой женщины, вернувшейся недавно из Сирии.
Асем поехала с двумя детьми в Сирию вслед за мужем. Некоторое время спустя ее супруг погибает в военных столкновениях, она остается с детьми одна.
«Перед отъездом я думала, что там создают халифат, как написано в Коране. Но все было совсем не так. Когда мой муж погиб, я даже не знала, как это случилось. Нам там вообще не рассказывают подробности. После смерти мужа, соблюдая все законы шариата, я вышла второй раз замуж. Родила еще двоих детей, так прошло еще четыре года. Бежать оттуда почти не было возможности, если покидаешь лагерь, приговаривают к смертной казни. Нам удалось как-то добраться до лагеря курдов, где мы смогли связаться с родными. Не стоит идеализировать экстремистов и жизнь там. Там нет никакой религии, одна только политика. Людей, которые заблуждаются, как мы, просто используют», — заключает женщина.
https://total.kz/ru/news/zhizn/azimbai_gali_chto_delat_kazaham_chtobi_ne_ischeznut_kak_natsiya_date_2019_03_12_14_56_05
[:]